Привлечение инвестиций для развития инфраструктуры на основе проектного финансирования

Давайте ответим на достаточно сложный вопрос: «Как решить задачу финансового совмещения необходимости сведения к минимуму затрат в коммунальной сфере с позволяющими достигнуть этой цели разработками наукоградов, т.е. как разработать стратегию финансирования использования указанных наукоемких разработок в ЖКХ?»

1.1. Возможности проектного финансирования в ЖКХ

Существует множество возможных финансовых схем практической реализации тепло- и/или энергосберегающего проекта:

♦  в зависимости от заемщика: жилищная организация (ДЕЗ), ресурсоснаб-жающая организация (скажем, Водоканал и Энерго), концессионер, администрация, предприятие электронной промышленности;

♦  по форме: кредиты, налоговые льготы, использование возможностей тарифной политики, иностранные инвестиции и др.;

♦  по обеспечению: бланковый, вексельный кредит, под залог ценных бумаг, под залог недвижимости и/или прав требований коммунальных платежей. Дополнительной гарантией для кредитора может стать поддержание несжимаемого остатка на счете фонда погашения заемщиком.

Залог прав требований коммунальных платежей осуществляется следующим образом. Коммунальное предприятие на проведение реконструкции или модерниза-

ции оборудования берет заем и закладывает свое право требования к организации, управляющей жилищным фондом и оказывающей услуги населению в части оплаты услуг (т.е. закладывается часть платежей населения). Сумма платежей, право требования по которым передано в залог, должна покрывать всю сумму долга и процента по нему (согласно установленной договором величины рентабельности) и учитывать -процент ожидаемых неплатежей, взятый от общего объема заложенных прав требования. Основу правовой регламентации составляет раздел V Закона Российской Федерации «О залоге».

Ограниченность выдачи кредитов указанными выше способами связана с отсутствием гарантий целевого их расходования (отличного от финансирования дефицита оборотных средств, а именно материалов, фонда оплаты труда и пр.). Данное условие является основополагающим, поскольку инвестор заинтересован не в получении залога, а в коммерческом возврате выданных финансовых ресурсов. Предлагаемые виды обеспечения могут также не удовлетворять предъявляемым требованиям ликвидности, надежности, а для вексельного кредита необходимо обеспечить не только замкнутые внутри МО схемы их движения, но доверие к эмитенту и самой ценной бумаге среди всех участников проекта. Кроме того, поправки к закону об НДС значительно усложнили применение вексельных схем. Поэтому даже при наличии высокопрофессионального, детально разработанного бизнес-плана, кредитование в традиционном смысле этого понятия на практике снижает возможности применения наукоемких разработок в тепло-, энергосберегающих и прочих проектах, связанных с ЖКХ. Для преодоления выделенных ограничений предлагается использовать новую форму кредитования, при которой финансируется не бизнес-план, а самостоятельная экономическая единица - мульти-проект.

Преимущества проектного финансирования через организацию девелопера связаны в вовлечении максимального числа участников, что позволит построить цепочки движения ресурсов, а, следовательно, применить принципы финансовой логистики, т.е. обеспечить проект необходимыми ресурсами в нужном объеме, в нужное время по минимальным ценам финансового рынка  . Функциями девелопера помимо построения и управления цепочками движения финансовых, информационных, материальных потоков являются:

♦  заключение договоров с подрядчиками, в т.ч. наукоемкими предприятиями-разработчиками инновационных товаров для ЖКХ;

♦  создание демонстрационных объектов высокой эффективности и тиражирование их опыта;

♦  организация постоянно действующих выставок-продаж наукоемких товаров, которые будут являться центром прибыли девелопера (использование инвестиционно-товарного роллинга);

♦  работа напрямую с зарубежными поставщиками и разработка совместных проектов;

♦  привлечение к проектам развития городской инфраструктуры иностранных фирм и международных программ (например, TACIS «Энергетическая эффективность - 2000");

♦  технический, управленческий и финансовый консалтинг;

♦  гарантийное обслуживание и проверка счетчиков и другого оборудования;

♦  проведение кабинетных исследований по новым разработкам, патентам, опыту их применения с созданием соответствующих информационных систем; участие в выставках и конференциях, касающихся новых технологий в ЖКХ;

♦  разработка и презентация бизнес-планов;

♦  страхование в страховой компании, при этом отчисления на предупреждение возникновения страховых случаев могут финансировать установку устройства обеспечения электро- и пожаробезопасности в зданиях и сооружениях и др.

Исходя из этого, в девелопере необходимы разнопрофильные специалисты, владеющие знаниями финансового, проектного менеджмента, а также компетентные в сфере ЖКХ и наукоемких технологиях.

По сути, организация девелопера является реализацией широко распространяющейся сейчас стратегии динамической или открытой сети. Ядро (девелопер) выступает мозговым центром, системным интегратором проекта, определяющим и оценивающим его качество, вырабатывающим технические задания (ТЗ) для наукоемких предприятий. Девелопер при этом подобен сборочному предприятию, имеющему сеть дилеров и задающему требования ко всем предшествующим сборке цепочкам. Таким образом, происходит формирование кластеров конкурентоспособных отраслей (по модели М. Портера) и реализуется стратегия кластерного управления муниципальным образованием.

1.2. Мотивация участия в коммунальных проектах

Рассмотририм возможных участников мультипроекта. По проведенному исследованию, сегодня акцент в развитии городской инфраструктуры, в т.ч. при применении наукоемких технологий, делается на бюджетные средства. Между тем существует множество заинтересованных сторон, которые могут стать инвесторами или гарантами такого проекта. Два обязательных участника наукоемких проектов, обеспечивающих спрос и предложение в наукоемком проекте, - это предприятия ЖКХ и электронной промышленности. Третьей заинтересованной стороной в реализации таких проектов являются органы местного самоуправления. Они владеют реальными рычагами жилищно-коммунальных преобразований ввиду их приближенности и заинтересованности в решении проблем конкретного муниципального образования (МО), а также финансовой и административной зависимости предприятий ЖКХ от местных органов.

Таким образом, выделяются три стороны, заинтересованные в реализации наукоемких жилищно-коммунальных проектов: электронное и коммунальное предприятия, орган (-ы) местного самоуправления (может быть вовлечено несколько уровней, например района и округа). Хотя администрация МО готова выделять

средства на внедрение ресурсосберегающих технологий , но объема выделяемых бюджетных ресурсов для таких капиталоемких мероприятий недостаточно.

Вовлеченной стороной может также являться строительная организация. Это обусловлено как экономическими, так и административными условиями. Во-первых, применение новых наукоемких технологий способно повысить стоимость строящегося объекта в результате снижения будущих эксплуатационных издержек. Ярким тому примером являются ресурсосберегающие технологии. Указанный фактор станет реальным экономическим рычагом вовлечения застройщика в проекты ЖКХ, если стоимость квадратного метра жилья будет увязываться с последующими расходами на эксплуатацию. Тогда эффективное внедрение наукоемких технологий станет конкурентным преимуществом на рынке жилья. Во-вторых, в странах с рыночной экономикой применяются следующие административные формы участия застройщиков в развитии городской инфраструктуры: плата натурой, плата в денежной форме, договорные отчисления, фиксированные сборы  . В России широко распространены плата за подсоединение к инженерным сетям и договорные отчисления, однако получаемые ресурсы не резервируются на отдельном счете и не имеют целевого назначения под планы модернизации городской инфраструктуры. Введение сборов, практикуемых на Западе, в российских условиях ограничено следующими фактами:

   частные строительные фирмы могут уйти с рынка, где вводятся такие сборы;

   существует опасность оттока капитала в другие отрасли с более высокой нормой прибыли;

   господство монополий в строительной отрасли, что обусловлено и объективными причинами (ярко выраженный эффект масштаба, т.е. снижение удельных издержек при увеличении объемов строительства, особенно типового);

   отсутствие четкого разделения между строительством и управлением ЖКХ.

Несмотря на многообразие сборов на развитие инфраструктуры, в конечном итоге их будут оплачивать покупатель или арендатор недвижимости. При этом высокие цены на жилье и низкая платежеспособность населения не позволяют копировать опыт западных стран. Те же причины ограничивают введение прямой оплаты потребителями капитальных затрат на развитие ЖКХ путем увеличения жилищно-коммунальных платежей на реновацию и ремонт.

Финансовые ресурсы на реализацию рассматриваемых проектов можно привлечь лишь через банковские институты. Привлечение внешних источников финансирования, кроме того, увеличит рентабельность проекта посредством эффекта финансового рычага .

Возникает вопрос, кто из указанных выше сторон, вовлеченных в мультипро-ект, будет финансировать управляющую организацию (девелопера). Такой организацией может стать банк. Создание девелопера направлено именно на привлечение банковских институтов, т.к. наличие управляющей организации позволит учесть интересы не только местной администрации, предприятия электроники, но и главным образом банка (перечень интересов банка см. в 3).

1.3. Инициация проекта

Реализация предложенной стратегии финансирования через мультипроекты для минимизации издержек в ЖКХ с использованием разработок отечественной электронной промышленности начинается с ее инициации заинтересованной стороной. Может быть использована следующая модель инициации наукоемкого муль-типроекта, направленного на развитие инфраструктуры, органом местного самоуправления:

1.   Проведение комплексного маркетингового исследования (кабинетного, а при недостаточности или для уточнения полученных данных - полевого) существующих наукоемких разработок опыта применения и наличия энергосберегающих технологий и товаров в других регионах (например, используя глобальную компьютерную сеть, специализированные журналы и пр.); оценка емкости рынка, интенсивности возможной или реальной конкуренции.

2.   Подготовка ориентировочных расчетов будущего проекта (инвестиции, денежные потоки, срок окупаемости, NPV и его чувствительность к ставке процента, IRR, PI и пр. - см. потребителей.

3.   Проведение конкурса среди возможных подрядчиков по заранее выработанным и доведенным до соискателей критериям.

4.   Коррекция произведенных расчетов по результатам конкурса.

5.   Проведение маркетинговых исследований (МИ) банков и выбор (возможно, тендерный) банка по критериям надежности, опыта работы и пр. (описаны в 3).

6.   Заключение договора с банком.

7.   Инициация проекта.

8.   Контроль реализации проекта.

При выборе исполнителей проекта (подрядчиков и/или банка) необходимо придерживаться конкурсного принципа. Альтернативность выбора при конкурсном отборе рассматриваемых проектов обеспечена тем, что предприятия заинтересованы в получении заказа не только благодаря его обеспеченности реальными денежными средствами (платежами населения), но и ввиду наличия возможностей применения финансового инжиниринга. Последнее обеспечивается благодаря уменьшению суммы налога на прибыль на величину фактически произведенных затрат, связанных с данным производством. С другой стороны, в некоторых субъектах РФ сумма налога на прибыль заказчика также уменьшается на величину фактически произведенных затрат на приобретение и установку приборов и систем отечественного производства для учета расхода воды и энергетических ресурсов  .

Если инициатором проекта является предприятие электронной промышленности, то можно руководствоваться другой моделью:

1.  Анализ имеющихся ресурсов, разработок, номенклатуры товаров.

2.   Проведение маркетинговых исследований (конкуренты, емкость рынка, определение целевого сегмента и пр.).

3.   Подготовка бизнес-плана.

4.   Выбор банка.

5.   Проведение переговоров с местной администрацией и банком, презентация рассчитанного бизнес-плана, промышленного образца или товара.

6.   Заключение договоров.

7.   Реализация проекта.

1.4. Использование договоров концессии для развития ЖКХ

Девелопером проекта развития городской инфраструктуры может стать также концессионер. Концессия является широко распространенной формой оказания коммунальных услуг в развитых странах, что связано с преимуществами договоров концессии                                                                                                      >

1.   Ограничение финансового участия соответствующих бюджетов в модернизации и развитии предприятия и обеспечение притока дополнительных источников внебюджетного финансирования в муниципальные образования.

2.   Вложенные инвестором денежные средства используются непосредственно на месте реализации проекта в вдце приобретения материалов и оборудования, найма рабочей силы и создания дополнительных рабочих мест.

3.   Приток денежных средств в регион (концессионер затрачивает более половины средств, вкладываемых в проект, на территории его реализации в виде приобретения части необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.).

4.   В результате реализации проекта осуществляются дополнительное строительство, реконструкция и модернизация объектов коммунального назначения.

5.   После истечения срока действия договора муниципальные образования получают модернизированное оборудование и обновленные основные фонды.

6.   Создание конкурентной среды в коммунальном хозяйстве.

7.   Строительство или реконструкция объектов коммунального назначения создает дополнительное количество рабочих мест в городе.

8.   В делегированное управление могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов.

При проведении переговоров о передаче муниципального предприятия в концессию необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы: 1. Цена, которую концессионер готов заплатить за право эксплуатации предприятия, либо объем государственных капиталовложений или субсидий, на что влияют тех-

ническое состояние объекта, масштаб вложений, которые необходимы в будущем, размер устанавливаемого тарифа, норма рентабельности, срок концессии и т.д.

2.  Плата, взимаемая концессионером за предоставление услуг (т.е. величина тарифов) и условия ее пересмотра, в т.ч. при снижении качества. Основная задача заключается в том, чтобы обеспечить рентабельность вложений и в то же время защитить общественные интересы.

3.  Срок концессии. Срок концессионного договора должен быть достаточен для возврата вложений концессионера и получения им прибыли. Рентабельность проекта (как правило) в первые годы инвестирования недостаточна, поэтому срок концессионного договора должен находиться в прямой зависимости от срока окупаемости инвестиций в конкретный объект, т.е. должен быть достаточным для возврата вложений концессионера и получения им прибыли. В международной практике приняты сроки концессионных договоров, соответствующие продолжительности жизненного цикла основных активов предприятий ЖКХ 

Платные дороги -                                     30 лет.

Электроэнергетика -,                             15 лет.

Гидроэнергетика-                                    30 лет.

Водоснабжение и водоотведение -            5-30 лет.

Переработка и удаление твердых отходов - 4 года.

4. Схема, по которой муниципальное предприятие передается в концессию.

Существующее в Гражданском Кодексе России определение понятия "концессия" (глава 54 ст. 1027-1040 Коммерческая концессия) неприменимо к передаче прав по использованию и эксплуатации имущественных комплексов - предприятий и объектов муниципальной инженерной инфраструктуры. В российской практике органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления при привлечении внебюджетных источников финансирования на развитие коммунальной инфраструктуры рекомендуется использование механизма доверительного управления или заключения договора на аренду предприятия как имущественного комплекса с дополнительными условиями по вложению арендатором денежных средств в реконструкцию и модернизацию данного предприятия, что снимает ряд проблем 

-  предприятие остается муниципальным и подпадает под регулирование муниципального органа;

-  все построенные концессионером объекты автоматически переходят в собственность города;

- отпадает необходимость в осуществлении расходов, которые требуется произвести в случае ликвидации муниципального предприятия;

- уменьшается возможность хищений в период реорганизации предприятия.

5. Состав и периодичность предоставляемой концессионером отчетности.

6.  Критерии, на основании которых оценивается работа концессионера (качество предоставляемых услуг, уровень технического состояния объекта, бесперебойность работы и т.д.). При невыполнении концессионером каких-либо условий договора должен быть оговорен порядок досрочного его прекращения.

7. Права и обязательства сторон по окончании срока действия контракта. Здесь должны быть оговорены условия передачи предприятия после окончания срока договора. Например, по окончании срока концессии концессионер обязан вернуть местному органу самоуправления безвозмездно и в нормальном рабочем состоянии все объекты инфраструктуры и оборудование, являющиеся неотъемлемыми частями имущественного комплекса. Объекты инфраструктуры и оборудование, развитие которых финансировалось концессионером, также должны быть возвращены местному органу самоуправления. Если объекты инфраструктуры и оборудование, развитие которых финансировалось концессионером, не амортизированы полностью, то концессионеру должна быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается на договорной основе или в результате оценки с учетом сумм амортизации.

Примером привлечения иностранных инвесторов в жилищно-коммунальной сфере может служить опыт Оренбурга по передаче МП "Водоканал" в делегированное управление (концессию) компании "Женераль ДезО". На реализацию проекта реконструкции инвестиционные вложения составили 170 млн. французских франков («Женераль ДезО» направляет в уставной фонд 20 млн., затем - по 30 млн. в год в течение 5 лет, вклад города в уставный капитал -ликвидное оборудование, механизмы и недвижимость водоканала)... Прибыль от реализации проекта распределяется пропорционально вкладу: городу - 25%, компании — 75%.

1.5. Построение платежной системы проекта

В независимости от того, Кто будет девелопером проекта, необходимо тщательно проработать платежную систему его реализации, определить контрольные точки и их потоковые взаимосвязи, последовательность действий исполнителей, информационные, финансовые, материальные потоки, связывающие каждый этап.

Пример схемы управления реализацией энергосберегающего проекта через управляющую организацию представлен на   Представленная платежная схема показывает потоки, исполнителей и этапы, совмещая в себе потоковую диаграмму, органиграмму и алгоритм. Каждый блок имеет входные и выходные потоки, условия (выполнение предшествующих блоков, движение ресурсопотоков) и одновременно характеризует условия для следующих блоков. Узловые финансовые точки - банковские счета участников. Каждый блок может подвергаться управленческим воздействиям.

Рассмотрим схему. Девелопер подготавливает технико-экономическое обоснование (бизнес-план) и всю необходимую документацию (договоры и пр.). После презентации бизнес-плана и рассмотрения заявки на кредит банк под гарантии органа местного самоуправления (в виде залога векселей, ценных бумаг, прав требований коммунальных платежей населения) открывает кредитную линию (или выдает вексельный кредит) девелоперу. После изготовления и установки счетчиков или другого оборудования (электронных приводов, датчиков и пр.) фиксированная часть коммунальных платежей населения и дотаций поступает на счет девелопера. Кредит погашается за счет экономии расхода ресурсов потребителями. Риск задержки коммунальных выплат потребителями или выплаты дотаций страхуется в страховой компании.

При реализации предлагаемой схемы банк аккумулирует финансовые потоки проекта и получает возможность контроля за их движением, тем самым снижая риск возврата кредита. При этом в его распоряжение поступают «живые» денежные ресурсы - жилищно-коммунальные платежи населения, являющиеся одновременно залогом и источником погашения кредита. Наличие гарантий дает возможность снизить кредитную ставку. Банк расширяет круг клиентов, получает дешевые финансовые ресурсы в виде остатков на счетах участников. Недостатком схемы для банка является наличие аутсайдеров системы (прочие поставщики и исполнители проекта) и риска несвоевременного поступления платежей.

Предприятие электронной промышленности при реализации описанной выше схемы получает заказы на разработку и изготовление товаров, обеспеченные реальными денежными средствами, расширяет номенклатуру выпускаемой продукции, выходит на новый рынок.


Для органа местного самоуправления важными приоритетами указанной схемы являются сокращение расходов на дотирование ЖКХ и выплату жилищных субсидий, уменьшение безработицы (в т.ч. «скрытой») на наукоемких предприятиях (часто - градообразующих), удержание квалифицированных кадров на местных предприятиях и пр. Вовлекая технологии и товары электронной промышленности, органы местного самоуправления одновременно добиваются социальной стабильности, занятости и сохранения профиля деятельности наукоемких предприятий. При этом администрация непосредственно не является заемщиком и не приобретает прямых долгов, не происходит также повышения коммунальных платежей, напротив, они сокращаются после возврата кредита и завершения проекта. Конкурсный принцип позволяет отобрать подрядчика, предлагающего наилучшие условия, и повысить эффективность реализации проекта. Однако в настоящее время существует ограниченный круг потенциальных поставщиков таких технологий и изделий ввиду слабой проработанности маркетинга и финансовых схем заполнения жилищно-коммунального рынка наукоемкими товарами. Существует также риск несвоевременного пополнения фонда погашения кредита, что может привести к необходимости исполнения гарантий местной администрации. Кроме того, необходимо также учитывать значительную подверженность данных предприятий внешним влияниям со стороны институтов, осуществляющих тарифную политику.

1.6. Оценка эффективности проекта энергосбережения

Давайте рассмотрим пример расчета проекта энергосбережения для реального МО, на территории которого находятся 194 дома и две ЦТП. По произведенным подсчетам на реализацию теплосберегающего проекта требуется эквивалент 3686 у.е.   Учитывая, что численность населения района составляет 36,5 тыс. человек, коэффициент наукоемкости ЖКХ МО составит

Для оценки ожидаемого снижения ежегодных затрат на тепловую энергию и теплоноситель сравним фактические затраты тепловой энергии по показаниям коллективного счетчика, установленного на жилом здании, с данными расчета энерго-снабжающей организации. Сопоставление этих данных позволяет видеть, что фактический расход превышает оплачиваемый на 42% (=100%-58%). Учитывая нормативные потери в 20%, экономия составляет 22% или в стоимостном выражении эквивалент 8015 у.е.

  Годовые затраты тепловой энергии в жилом здании



При поквартирном учете теплопотребления капитальные вложения составят эквивалент 2П50 у. е. на 14,1 тыс. квартир. Данный вариант по сравнению с предыдущим является более капиталоемким, но по критерию экономии ресурсов и более эффективным   В этом случае учитываются не только сверхнормативные потери тепла внутри дома, но и более экономное отношение потребителя к ресурсам.

  Сравнение эффективности установки коллективных и поквартирных


Длительные проекты можно финансировать "револьверно" с помощью аккумулирования экономии, получаемой от быстроокупаемых проектов.

Пример "револьверного" финансирования

(внешние инвестиции в 2002-2005 гг. будут равны нулю, установка дополнительных счетчиков финансируется за счет экономии от уже установленных приборов)


 

Например, установке счетчиков в каждой квартире должна предшествовать инсталляция системы измерения теплопотребления всего жилого дома. Приведем конкретный расчет. Банк под гарантии органа местного самоуправления кредитует девелопера под 28% годовых с началом выплаты процентов во II квартале первого года, и началом погашения тела кредита в квартале второго года   При этих условиях сохраняется положительный денежный поток в течение всего периода реализации проекта. Кредит погашается из возникающей экономии коммунальных платежей населения. На третьем году девелопер под гарантии этого денежного потока берет новый кредит на установку поквартирных счетчиков. Условиями кредитования являются начало погашения тела кредита со II квартала, выплата процентов - с квартала третьего года.

_____  Расчет денежного потока при 2-х этапной установке счетчиков.