. Оптимизация системы вывоза ТБО

Сбор твердых бытовых отходов (ТБО) — одна из актуальных и сложных пр< блем жизнедеятельности и экологической безопасности города, решение которс связано со значительными капиталовложениями и эксплуатационными расходам] Тем не менее, в наиболее развитых странах Запада за право сбора и переработк ТБО идет жесткая конкурентная борьба, это - один из прибыльных видов бизнес . Для рассмотрения вопросов по оптимизации финансовых потоков, балансир! вания данного центра убытков при бюджетировании ЖКХ обратимся к участника и организаторам этого процесса.

Участниками процесса вывоза и обезвреживания ТБО являются:

   Предприятия, предоставляющие услуги по вывозу ТБО.

   Заказчики вывоза ТБО.

   Население МО.

    Жилищно-коммунальные предприятия (РЭУ), осуществляющие первичную транспортировку ТБО от жилых домов до контейнерных площадок.

    Юридические лица (прежде всего торговые предприятия), действующие на территории МО.

   Учреждения (школы, детские сады, вузы и пр.).

    Производственно-заготовительные предприятия вторичного сырья.

    Мусороперерабатывающие заводы.

   Потребители продукции переработки ТБО.

   Полигоны.

   Контролирующие организации (административно-территориальные инспекции (АТИ), экологическая инспекция, органы санитарно-эпидемиологического надзора).

на:

1.  Уменьшение перевозимых отходов и сокращение объемов захоронения, сокращение экологически вредных веществ.

2.   Внедрение системы вторичного использования отходов.

3.   Обеспечение совершенной, экологически чистой технологии окончательной обработки отходов.

4.   Создание эффективной, прибыльной системы сбора и транспортировки отходов. Предварительно, до реализации таких проектов, должны быть решены следующие задачи:

1.   Разработка оптимальных механизмов вывоза.

2.  Применение, технологии обезвреживания.

3.   Определение норм накопления и тарифов вывоза и обезвреживания ТБО.

4.   Организация и оптимизация финансовых потоков.

Рассмотрим осуществление процесса вывоза ТБО. Сбор отходов может осуществляться через сменные контейнеры емкостью 6-12 м", постоянные контейнеры (0,5-0,75 м), а также бесконтейнерным и селективным способами. Расположение контейнерных площадок определяется градостроительными планами развития территории. График вывоза ТБО составляется подрядной организацией порейсово с указанием времени начала и окончания погрузки для каждого мусоровоза (например, по форме, представленной в табл.). Исходя из составленного графика, закупается заказчиком или подрядчиком (в зависимости от выбранной схемы финансирования) необходимое на месяц количество талонов закрепленного полигона, которое ежедневно выдается водителям мусоровозов.


Традиционно вывоз ТБО производится путем прямой транспортировки маневренными малотоннажными мусоровозами. Для снижения расходов целесообразно использовать двухэтапную систему с использованием мусороперегрузочных станций (которые могут быть трех видов: стационарная без сортировки отходов; стационарная с сортировкой отходов; передвижная без сортировки отходов) и транспортных мусоровозов.

Использование двухэтапной системы обусловлено:

    большими расстояниями от мест первичного сбора до мусороперерабатывающих заводов или мест захоронения,

<необходимостью удаления крупногабаритных отходов,

    малой плотностью ТБО.

Использование мусороперегрузочных станций позволяет уменьшить количество малотоннажных мусоровозов, извлечь вторичные материалы из ТБО, установить контроль за поступающими отходами.

Обезвреживание отходов может происходить путем:

1) захоронения на полигонах,

2) частичной переработки и сжигания на соответствующих заводах (в т.ч. в ванне Винюкова),

3) комбинации двух способов.

Для оплаты вывоза ТБО устанавливаются:

    Нормативы накопления ТБО на одного жителя, например, норматив накопления твердых бытовых отходов на одного жителя города   установлен в объеме 1,31 куб. м (262 кг) в год, норматив образования крупногабаритного мусора - в объеме 0,37 куб. м (77 кг) в год.

s Нормативы образования крупногабаритного мусора на одного жителя.

    Ставка оплаты при расчетах с населением.

    Тарифы для торговых точек и коммерческих структур.

Может быть установлено, что возмещение расходов по вывозу и обезвреживанию отходов, образуемых сверх утвержденных нормативов, обеспечивается за счет средств юридических и физических лиц, способствующих их образованию, например, оформление положительных решений по вопросам капитального ремонта, перепланировки жилых и нежилых помещений (при соблюдении прочих норм) производится при условии предоставления заявителями договора с жилищной или иной специализированной организацией на вывоз и обезвреживание отходов, образующихся в результате проведения данных работ.

Одним из наиболее эффективных механизмов совершенствования системы вывоза ТБО является оптимизация финансовых потоков между ее элементами . Основные направления оптимизации - сокращение звеньев в распределительной системе, установление экономических связей между технологически сопряженными производствами, непосредственная оплата потребителем предоставленных ему услуг. Поскольку сбор, транспортировка бытовых отходов вносит наибольший вклад в стоимость обращения с ТБО, то узлом финансовых потоков в этом процессе должны быть предприятия, занимающиеся транспортировкой ТБО  .


Мы рассмотрели структуру и оптимизацию финансовых потоков для системы обращения с ТБО, давайте расширим данную проблему и рассмотрим ее для всей системы сбора жилищно-коммунальных платежей.