Необходимость государственного  регулирования природопользования

Проблема экологической безопасности

 Необходимость государственного регулирования природопользования связана с обострением проблемы экологической безопасности. В процессе производственной деятельности, а также при личном потреблении имеют место значительные выбросы в окружающую среду. Окружающая среда обладает ассимилирующей способностью, т. е. способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба для экологических систем. Например, биологическое равновесие в водоемах поддерживается, если вредные органические вещества, попавшие в воду в результате загрязнения, полностью уничтожаются бактериями без каких-либо негативных последствий.

Однако возможности природы в самоочищении и самовосстановлении не безграничны. С возрастанием объемов выбросов, особенно высокотоксичных веществ, и их концентрации увеличивается ущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы: опустынивание, сокращение площади лесов, уменьшение количества сырья и пресной воды, возникновение парникового эффекта, истощение озонового слоя, загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия (исчезновение видов животных и растений), накопление твердых, токсичных и ра­диоактивных отходов, выпадение кислотных дождей и т. п. Все это мо­жет привести к непредсказуемым последствиям и угрожать существо­ванию человека как вида. Острота и необходимость решения экологических проблем, которые во все большей степени приобретают глобальный характер, осознаны сегодня практически во всех странах мира. На рубеже 60—70-х гг. XX в. В развитых странах начался поиск регуляторов в области охраны окружающей среды. Практически во всех развитых странах появились центральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе.

Быстрое развитие получила законодательная деятельность в области охраны окружающей среды. В развитых странах приняты законы и акты, регламентирующие нормы, процедуры природопользования, дающие методические рекомендации, декларирующие природоохранные принципы. В них закреплена роль государства в регулировании природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей.

О росте внимания к проблеме защиты окружающей среды свидетельствует тот факт, что 1987 г. был объявлен Советом Европейского сообщества "европейским годом защиты окружающей среды". В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была проведена Конференция ООН по развитию и окружающей среде, в работе которой приняли участие 179 государств мира. На Конференции были приняты документы, в основе которых лежит так называемая концепция устойчивого (самоподдерживающегося, допустимого) развития. В соответствии с концепцией устойчивого развития устранение сложившихся противоречий между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности в рамках стабильного социально-экономического развития требуется постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь только усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.

В работе Конференции ООН по развитию и окружающей среде приняла участие и российская делегация. Был подготовлен доклад о состоянии окружающей среды в России. После Конференции была разработана стратегия национального развития РФ — "Повестка дня для России на XXI век", основанная на принципах устойчивого развития. В апреле 1996 г. был подписан Указ Президента РФ (№ 440) "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".

"Провалы" рынка в области охраны окружающей среды

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и тем, что решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов невозможно. Рыночная система эффективна при использовании и распределении ресурсов, имеющих денежную оценку, и дает сбои при использовании ресурсов с заниженной ценой или бесплатных, к которым относятся и природные ресурсы.

При использовании природных ресурсов возникают так называемые экстерналии (внешние эффекты). Это издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и(или) не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений.

Например, народнохозяйственные издержки на переработку или утилизацию отходов при производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностью учитываются при расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товары предлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всех расходов, вызванных охраной окружающей среды. Ценообразование, искаженное внешним эффектом, ведет к ошибкам в управлении производством и потреблением. Соответственно возникает необходимость устранить расхождения между расходами и доходами отдельных хозяйствующих субъектов и расходами (убытками) общества в целом.

Неэффективность рыночного механизма, так называемые "провалы" рынка в области охраны окружающей среды и природопользования обусловливают необходимость государственного регулирования этих процессов.