Система, структура и полномочия федеральных органов исполнительной власти в экологической сфере

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды - это составная часть социального управления, одна из важнейших функций Российского государства. Оно в основном выражается в организационной деятельности государства, его органов, а также муниципальных образований и общественных формирований, хозяйствующих субъектов по разработке и выполнению (исполнению) правовых актов, планов, программ мероприятий в области рационального использования природных ресурсов охраны окружающей среды  .

В административном праве под управлением (в узком смысле слова) понимаются: дача обязательных для исполнения предписаний, которые чаще облекаются в форму правовых актов; контроль над исполнением этих предписаний и применение соответствующих санкций за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. При этом давать предписания могут одни органы, а контролировать их исполнение - другие. Иными словами, управление осуществляете либо непосредственно, либо через уполномоченные органы.

Государственное управление в экологической сфере (в самом общем виде) — это организующая деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению целей и задач, связанных с охраной окружающей среды, природопользованием и обеспечением экологической безопасности.

В более широком смысле слова под управлением понимается деятельность государственных и муниципальных органов, состоящая применительно к рассматриваемому вопросу в следующем:

  • установление правовых основ регулирования природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

  • определение основных направлений политики в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на ближайшие годы и на перспективу; принятие (утверждение) экологических программ, планов; их финансирование и материально-техническое обеспечение;

  • учет природных ресурсов, ведение их кадастров; осуществление мониторинга окружающей среды в целом и ее отдельных объектов; оценка природных ресурсов и прогнозирование состояния окружающей среды;

  • организация нормирования качества окружающей среды;

  • установление лимитов использования природных ресурсов в целях недопущения их истощения; выдача разрешений на природопользование, на сбросы и выбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов;

  • утверждение нормативов платы за использование природных ресурсов, на сбросы, выбросы и захоронение загрязняющих веществ и отходов;

  • проведение государственной экологической экспертизы;

  • осуществление государственного экологического контроля  ;

  • лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;

  • организация экологического страхования;

  • принятие решений об ограничении, приостановке или прекращении работы повышенно опасных производств;

  • применение санкций к нарушителям экологического законодательства и принятие мер по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями;

  • организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги;

  • экологическое образование и воспитание;

  • международное сотрудничество по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи государственного управления в экологической сфере определяются их целями. Различают конечную цель и промежуточные цели. Конечная цель - достижение оптимального состояния качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Следовательно, качество окружающей природной среды является не объектом, а целью государственного управления в сфере экологии.

Промежуточные цели (средства) - это те конкретные показатели качества окружающей природной среды, которые выявляются на каждом конкретном этапе, промежутке времени для достижения конечной цели. Например, минимальный уровень вредных выбросов в атмосферу и водоемы, максимальный уровень озеленения населенных пунктов, лесовосстановление, способствующее получению максимальной прибыли в лесном хозяйстве и т.д.

Таким образом, формулируя общие цели управления природопользованием и охраной окружающей среды, можно отметить, что оно призвано способствовать:

  • обеспечению выполнения планов, программ, мероприятий в сфере при­родопользования и охраны окружающей среды, а значит, и обеспечения эко­логической безопасности в целом;

  • неукоснительному соблюдению требований экологического законодательства всеми органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами;

  • достижению качества окружающей среды, необходимого для сохранения здоровья людей, а также природных объектов и ресурсов.

Государственные органы управления (в т.ч. в области охраны окружающей среды) составляют довольно сложную систему, имеющую периодически изменяемую («совершенствуемую») структуру федеральных органов власти.

Постановлением Конституционного суда РФ по делу о толковании статей 71, п. «г», 76, ч. 1, 112, ч. 1 Конституции РФ от 27.01.99 г. № 2-П определено:

  • под системой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление которой отнесено к ведению Российской Федерации (ст. 71, п. «г» Конституции Российской Федерации), следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов;

  • в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент РФ может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Указами Президента РФ от 14.08.96 г. № 1176 и от 06.09.96 г. № 1326 установлено: в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Министерство РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

Государственный комитет РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет Российской Федерации возглавляет председатель государственного комитета РФ.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель федеральной службы России; российское агентство генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России начальник федерального надзора России, федеральную комиссию - председатель федеральной комиссии. Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя правительства РФ.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти создаются федеральными органами исполнительной власти с разрешения Правительства РФ для осуществления полномочий указанных органов в регионах.

В составе Федерального собрания РФ образованы Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитет по аграрной политике.

1) В составе Государственной Думы РФ образованы Комитет по экологии, Комитет по природным ресурсам и природопользованию, Комитет по аграрным вопросам.

Указами Президента РФ от 02.08.99 г. № 949 утверждено Положение о Совете Безопасности РФ, от 19.09.97 г. № 1037 и от 01.09.00 г. № 1603 определены функции, порядок формирования, составы межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ: по конституционной безопасности; по международной безопасности; по безопасности в сфере экономики; по оборонно-промышленной безопасности; по военной безопасности; по экологической безопасности; по информационной безопасности; по пограничной политике; но охране здоровья населения; по общественной безопасности, борьбе с пре­ступностью и коррупцией.

Разработан Проект положения о Федеральном агентстве экологической безопасности при Президенте РФ  .

Конституционный суд РФ постановил, что структура федеральных орга­нов власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему феде­ральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ.

Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90, ч. 3 Конституции РФ). При этом по смыслу статей 106 (п. «а»), 114 (п. «а» ч. 1) и 115 (ч. 1) Конституции РФ такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год.

Указом Президента РФ от 17.05.00 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднен ряд ранее существовавших и образованы новые органы исполнительной власти.

Всего в настоящее время в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экобезопасности функционирует более 20 государственных органов исполнительной власти, в т.ч.:

  • федеральных министерств - около 10 (МПР, Минсельхоз, МЧС, Минатом, МВД, Минздрав, МИД, Минимущество, МНС, Минобороны);

  • государственных комитетов РФ - 5 (Госкомрыболовство, Госстандарт, Госкомстат, Госстрой и ГТК России);

  • федеральных служб - 4 (Росгидромет, Роскартография, Росземкадастр, ФПС России);

  • федеральных надзоров России - 2 (Госгортехнадзор и Госатомнадзор). Из них (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.98 г. № 1594 с последующими изменениями в структуре органов) специально уполномоченными в области охраны окружающей природной среды в настоящее время являются 7 - два министерства, один госкомитет и четыре федеральные службы.

Все они по объему и характеру своей компетенции подразделяются на три вида: комплексные, отраслевые, функциональные. Комплексные органы выполняют все задачи или блок природоохранительных задач (как правило, это -министерства, например, МПР или Минсельхоз России); отраслевые сосредоточивают внимание на охране и использовании отдельных природных объектов (например, Госкомрыболовство России); функциональные выполняют одну или несколько родственных функций в отношении ряда природных объектов (в основном, это - федеральные службы, например, Росгидромет, Роскартография, Росземкадастр и др.).

Виды государственных органов экоуправления

Органы общей компетенции:

Президент РФ, Федеральное собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство РФ, суды, законодательные и исполнительные органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации

Специально уполномоченные органы экологического управления

Специально уполномоченные органы комплексного управления:

Министерство природных ресурсов (МПР) РФ, Совет Федерации, Минсельхоз России, МЧС России

Отраслевые органы управления:

МПР (недра, воды, леса, животный мир, отходы и др.), Росземкадастр

(земли), Роскомрыболовство (рыба), Минатом (радиоактивные материалы и радиовоздействия), Минздрав (население) РФ и др.

Функциональные органы управления:

Росатомнадзор, Госгортехнадзор России и Санэпидемслужба Минздрава РФ (надзор за экобезопасностъю), Госкомстат РФ (экоучет и экостатистика), Госстандарт РФ (экостандартизация, экосертификация и метрология экомошторинга), Росгидромет (экомониторинг), Роскартография (карты и ГИС), МПР (экологическая экспертиза и контроль, особая охрана) и др. органы с экологическими функциями

Рассмотрим основные экологические функции государственных органов общей компетенции.

Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти, возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Феде­рации (ст. 1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.97г. № 2-ФКЗ с изменениями и дополнениями от 31.12.97 г. № 3-ФКЗ).

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны ок­ружающей среды определены ст. 18 ФКЗ.

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области о раны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

К компетенции Правительства РФ в экологической сфере ст. 6 Закона «Об охране окружающей природной среды» также отнесены:

реализация экологической политики;

координация деятельности министерств, ведомств,...

установление порядка разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов, лимитов использования природных ресурсов;

установление порядка определения платы за загрязнение;

принятие решения о прекращении деятельности предприятий в случае экологических правонарушений.

Распоряжением Правительства РФ от 16.11.99 г. № 1827-р в структуре аппарата Правительства РФ предусмотрен специальный Департамент энергетических и природных ресурсов (с объединением ранее существовавшей Департамента природопользования и охраны окружающей среды).

Постановлением Правительства РФ от 17.10.00 г. № 795 уточнен перечень координационных и совещательных органов, образованных Правительством РФ.

В системе экспертных государственных служб, состоящей из органов комплексной, специализированной и отраслевой экспертизы, важнейшее место занимает Экспертный совет при Правительстве РФ.

«Положение об Экспертном совете при Совете Министров - Правительстве РФ» утверждено постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 693 от 22 июля 1993 года. Основная оперативная работа Экспертного совета обеспечивается его секретариатом, являющимся подразделением аппарата Правительства РФ.

Тематика рассматриваемых Экспертным советом программ и проектов охватывает следующие программы и проекты:

долгосрочные производственные и ресурсно-сырьевые («Создание и развитие производства машин и оборудования для жилищного и дорожного строительства»; «Развитие средства связи в сельской местности»);

научно-технические («Спецхимия»); топливно-энергетические («Безопасность атомной энергетики»; «Безопасные кабели для атомных электростанций»; «Топливо и энергия»);

"эк ологические" («Отходы»; «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательные последствия»);

социально-экономическое развитие регионов (Дальнего Востока и Забайкалья, Краснодарского края, малых и средних городов России);

«концессионные» - на основе Закона «О соглашениях о разделе продукции» (по проектам «Сахалин-1»; «Сахалин-2»; «Харьягинский проект» и др.).

Принято постановление Правительства РФ от 28.01.00 г. № 78 «О федеральной инспекции труда». Она осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда (в т.ч. за соблюдением экологически благоприятных условий труда).

Постановлением Правительства РФ от 17.02.00 г. №138 образована правительственная комиссия по природопользованию и охране окружающей среды и задачами:

  • рассмотрение вопросов формирования и реализации государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия, обеспечения экологической безопасности, разработки и реализации стратегии устойчивого развития страны;

  • рассмотрение предложений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по совершенствованию системы государственного управления и развитию федеративных отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, приоритетным направлениям НИОКР, созданию новой техники и прогрессивных технологий;

  • разработка эффективных мер по обеспечению государственного контроля и регулирования в области использования, охраны живых ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации - Каспийского и Азовского морей (далее именуются - живые ресурсы) и реализации продукции морских рыбных промыслов;

  • координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по вопросам противодействия нарушениям в сфере использования живых ресурсов, неконтролируемого вывоза и нелегальной реализации продукции морских рыбных промыслов и обеспечение взаимодействия с соответствующими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ;

  • рассмотрение и внесение в Правительство РФ предложений о совершенствовании законодательных и других нормативных правовых актов в сфере изучения, воспроизводства, использования природных ресурсов, охраны окружающей среды;

  • рассмотрение вопросов, связанных с участием РФ в деятельности органов и специализированных учреждений ООН, других международных организаций, а также с исполнением международных программ и конвенций действующих в сфере природопользования и охраны ОС;

  • контроль над выполнением решений Правительства РФ по вопросам, относящимся к сфере ведения Комиссии.

Постановлением Правительства РФ от 22.03.99 г. № 321 утверждено Положение о Правительственной комиссии по Байкалу и ее состав.

Правительственная комиссия по Байкалу является постоянно действующим органом, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по охране озера Байкал и рациональному использованию природных ресурсов его бассейна, созданию необходимых условий для устойчивого развития Байкальского региона, обеспечению экологической безопасности населения, предотвращению и ликвидации негативных последствий антропогенной деятельности.

Сокращенные наименования предложены распоряжением Администрации Президента РФ и аппарата Правительства РФ от 04.07.00 г.

Данные государственные органы наделены специальными функциями области экологического управления и являются носителями не только прав и обязанностей, но и специфической информации экологического характера

Рассмотрим компетенцию соответствующих органов власти по данному направлению (для справки: этого вопроса касаются около 500 документов, имеющихся в БД «Гарант» - по состоянию на июнь 2001 г.).

Основной массив и в т.ч. надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды осуществляет правопреемник Госкомэкологии. Министерство природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.00 г. № 726, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

МПР России в соответствии с этим и рядом других постановлений Правительства РФ имеет специальные полномочия и является:

федеральным органом управления государственным фондом недр и лесным хозяйством;

специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда;

специально уполномоченным государственным органом в области: использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; охраны окружающей природной среды; государственной экологической экспертизы; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания; охраны атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции - в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных) и осуществления государственного контроля над использованием и охраной земель (совм. с Росземкадастром);

федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.

МПР России также:

обеспечивает функционирование федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, а также банка данных по вопросам недропользования, определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок сбора, обработки, хранения и учета геологической информации о недрах и условия ее использования;

осуществляет совместно с Минздравом и Госкомстатом России государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источники (постановление Правительства РФ от 21.04.00 г. № 373);

координирует в установленном порядке деятельность по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы мониторинга состояние окружающей среды и использования природных ресурсов;

осуществляет государственный мониторинг состояния недр, вод объектов, лесов, животного и растительного мира, устанавливает порядок ведения, а также участвует в ведении с другими федеральными органами исполнительной власти государственного мониторинга состояния иных видов природных ресурсов, например, мониторинг и контроль за охраной атмосфер­ного воздуха - совместно с Росгидрометом (постановления Правительства РФ от24.11.99г.№ 1292иот 15.01.01 г. №31);

обеспечивает выполнение международных обязательств РФ, вытекающих из Соглашения о сотрудничестве в области экологического мониторинга, подписанного в г. Саратове 13.01.99 г. (постановление Правительства РФ от 22.01.01г. №46);

участвует: в подготовке, заключении и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю над их реализацией (постановление Правительства РФ от 02.02.01 г. № 86);

осуществляет государственный надзор за охраной окружающей среды и соблюдением норм экологической безопасности, а также ряд других специ­альных функций при уничтожении химического оружия (распоряжение Правительства РФ от 17.11.00 г. № 1627-р).

Всего на данный момент МПР России осуществляет более 75 различных функций в области природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Рассмотрим экологические функции ряда других государственных органов, специально уполномоченных в области охраны окружающей среды.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и его территориальные органы в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.00 г. № 901, является специально уполномоченным государственным органом (причем, по приведенной классификации - органом комплексного экологического управления):

в области мелиорации земель;

по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;

по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к водным биологическим ресурсам (кроме территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также среды их обитания; области племенного животноводства;

в области семеноводства сельскохозяйственных растений;

в области обеспечения плодородия земель сельскохназначения;

в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, а также организации регистрационных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов;

в области обеспечения соблюдения карантина растений;

в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям (совместно с МПР России).

Минсельхоз России, решая основные задачи по обеспечению продовольственной безопасности населения, организует совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работу по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, накапливая соответствующую информацию. Так, в соответствии с Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 г. установлены государственная регистрация и ведение Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, а также специальные требования по обеспечению потребителей информацией (ст.ст. 12, 17).

Минсельхоз России для осуществления своих 11 задач и примерно 77 (из них экологических - около 35) функций в соответствии с постановлением Правительства от 20.07.00 г. № 543 имеет 18 департаментов (в т.ч. 6 экологических - растениеводства, мелиорации земель, животноводства, ветеринарии, охотничьих ресурсов, ЧС и ГО в АПК). Он может запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий, организаций, учреждений информацию, необходимую Министерству.

В числе прочих территориальных органов Минсельхоз России приказом от 22.10.97 г. № 428 «Об утверждении типового Положения о территориальном управлении по охране охотничьих ресурсов» определил его задачи: охрана и регулирование использования охотничьих животных на территории (республи­ки, края, области, автономного округа); государственный учет, ведение государственного кадастра и государственного мониторинга охотничьих животных.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), его территориальные органы и подведомственные организации в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.05.99 г. № 555, является третьим, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власть осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в т.ч. мониторинга окружающей среды - одной из важнейших функций системе экоуправления).

Основными экологическими задачами Росгидромета являются:

  1. обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в и формации о загрязнении окружающей природной среды;

  2. организация мониторинга состояния окружающей природной среды ее загрязнения (атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, около земного космического пространства, радиационной обстановки, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, государственного мониторинга континентального шельфа и исключительной экономической зоны);

  3. оценка и прогноз изменений климата, агроклиматических и поверхностных водных ресурсов Российской Федерации и ее субъектов;

  4. исследование гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике и Антарктике в околоземном космическом пространстве;

  5. организация и проведение работ по активному воздействию на метеор логические и другие геофизические процессы в целях их регулирования уменьшения возможного вреда населению и экономике;

  6. государственный надзор за проведением любыми организациями работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизический процессы на всей территории Российской Федерации;

  7. выполнение в установленном порядке международных обязательств Российской Федерации в области гидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения состояния верхних слоев атмосферы и ее озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики и Антарктики, активного воздействия на метеорологический и другие геофизические процессы.

Для решения указанных задач Росгидромет реализует около 30 функций, из которых экологическими можно считать примерно 25. По числу этих функций, сгруппированных (в соответствии с приказом Росгидромета от 17.10.00 № 150) в 20 видов работ федерального назначения, Росгидромет занимает 3 место среди специально уполномоченных в области охраны окружающей природной среды государственных органов.

Четвертым по счету специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны ОС является Федеральная служба картографии России (Роскартография), задачи (функции) которой, в т.ч. в области сбора и учета экологически значимой информации определены постановлением Правительства РФ от 08.09.99 г. № 1021 и ФЗ «О геодезии и картографии» от 26.12.95 г. № 209-ФЗ. Роскартография России, дополняясь еще одним функциональным органом экологического управления, сегодня решает 8 основных задач и около 40 функций, касающихся геодезической и картографической деятельности, а также работ в области наименований географических объектов (в т.ч. организация и ведение ГИС).

Задачи пятого государственного органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области охраны окружающей среды, а также сбора и учета информации о земельном фонде России - Федеральной службы земельного кадастра (Росземкадастр) РФ определены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.01.01 г. № 22, ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.00 г. № 28-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 02.12.00 г. № 918 «Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра».

Росземкадастр (и его территориальные органы), решая 9 основных задач, является отраслевым федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим спе­циальные функции (более 45) по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета, по землеустройству, по государственной кадастровой оценке земель, по мониторингу земель, а также по государственному контролю за использованием и охраной земель.

Федеральная пограничная служба (ФПС) РФ в соответствии с ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации» от 04.05.00 г. № 55-ФЗ и Положением о ФПС России (утв. указом Президента РФ от 02.03.95 г. с послед. изм.), являясь шестым специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, осуществляет охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов (морских биологических ресурсов) в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов России.

Седьмым специально уполномоченным в области охраны ОС государствен­ным органом в РФ является Госкомрыболовство России — единственный оставшийся в этой сфере госкомитет, осуществляющий (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.99 г. № 147) государственное регулирование и межотраслевую координацию в сфере рационального использования, изучения, сохранения и восстановления водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Помимо охарактеризованных выше семи специально уполномоченных области охраны окружающей среды государственных органов исполнительной власти к иным органам экологического управления, имеющим комплексный, отраслевой или функциональный характер и владеющим экологической информацией, относятся следующие.

Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.06.9 № 659 (с посл. изм. от 01.06.00 г.), в числе более чем 90 задач (функций) создает государственную систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиенический мониторинг), формирует базы данных о состоянии охраны здоровья населения и среды обитания человека, проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ (постановление Правительства РФ от 12.11.92 г. № 869, от 30.06.98 г. № 6801)

Минздрав РФ вносит предложения по предотвращению и ликвидации опасного и вредного воздействия на здоровье человека факторов окружающей природной среды, условий труда и быта. С этой целью ведется статистика здравоохранении и обеспечивается формирование единой системы информации отрасли. Минздрав обязан публиковать материалы о состоянии здоровья населения, а органы санэпиднадзора, входящие в его структуру, оказывать информационные и консультативные услуги государственным органам, предприятия учреждениям, организациям и гражданам. Информация о факторах, оказывающих вредное влияние на здоровье, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, должна предоставляться местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам (ст. 19 «Основ законодательства об охране здоровья граждан»). Но порядок информирования не установлен.

В систему Минздрава РФ входит Госсанэпидемслужба РФ, положение которой утверждено постановлением Правительства РФ от 24.07.00 г. № 554.1. Эта служба осуществляет государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование и социально-гигиенический мониторинг (постановление Пра­вительства РФ от 01.06.00 г. № 426).

МЧС России в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 02.08.99 г. № 953, помимо основных функций обеспечения экобезопасности координирует работу по сбору, обработке и обмену информацией; ведет учет чрезвычайных ситуаций; представляет в Правительство РФ информацию о трансграничных, федеральных, региональных и территориальных чрезвычайных ситуациях и принимаемых мерах по их ликвидации, готовится ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основная информация о состоянии окружающей среды и потенциально опасных объектов накапливается Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ни муниципальном уровне (в г. Москве) сообщения о чрезвычайных ситуациях нарушении порядка пользования природными ресурсами, о загрязнении окружающей природной среды принимаются круглосуточно Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Московским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, объединением административно-технических инспекций правительства

Москвы, МосНПО «Радон», МЦ Госсанэпиднадзора, государственными предприятиями «Промотходы» и «Экотехпром», Московским городским управлением Госторгинспекции.

В системе ФСБ России, не входящей в систему специально уполномоченных в области охраны окружающей среды органов, тем не менее, формируется как данных об экологической безопасности, содержащий сведения:

о намерениях отечественных или иностранных юридических и физических лиц разместить (захоронить) на территории России вредные промышленные отходы в обход существующих норм и правил;

о предполагаемых поставках оборудования, технологий или материалов, использование которых может привести к нежелательным экологическим последствиям;

о назревании в отдельных регионах социально-политических конфликтов, обусловленных ухудшением экологической обстановки.

Минпромнауки России, также не входя в систему специально уполномоченных в области охраны окружающей среды государственных органов, тем не менее, располагает значительным, доступным для широкого использования информационным массивом и базами экологически значимых данных. Свою роль Миннауки России видит в распространении «экологичных» технологий, всемирной популяризации новейших инженерно-технических решений. С этой целью выпускаются сборники законченных «эколого-ориентированных» научно-технических работ, разнообразные аналитические материалы, регулярно публикуются результаты исследований в академических и популярных научных изданиях.

Госстандарт России, помимо важнейших своих экологических функций (экологическая стандартизация и сертификация), в соответствии с требованиями Директивы ЕЭС 91/155/ЕЕС и Положения о Госстандарте(утв. постанов­лением Правительства РФ от 07.05.99 г. № 498) разработал и утвердил ГОСТ Р 50587-93 «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению экологической безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации». Паспорт содержит данные о видах опасного воздействия вещества, мерах по предотвращению опасной ситуации, правилах обращения, хранения, транспортирования и утилизации.

Госкомстат России, выполняя среди прочих (Положение, утв. постановлением Правительства РФ от 02.02.01 г. № 85) свою экологическую функцию ведет государственное статистическое наблюдение по более чем 60 формам, содержащим экологические показатели.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности - Госатомнадзор (Положение утв. распоряжением Президента РФ от 05.06.92 г. № 283-рп) проводит анализ аварий и инцидентов на поднадзорных объекта создает соответствующий банк данных, определяет необходимые корректирующие меры, направленные на повышение безопасности этих объектов, организует издание нормативно-технической, информационно-справочной и друг литературы, необходимой для обеспечения и совершенствования регулирующей и надзорной деятельности.

Федеральный горный и промышленный надзор России — Госгортехнадзор России. Положение утверждено указом Президента РФ от 18.02.93 г. № информирует общественность о состоянии безопасности и охраны недр, поднадзорных объектах и производствах, осуществляя надзор за правильностью отнесения производств к соответствующим категориям по взрывной, пожарной опасности. Кроме того, он следит за соответствием применяемо оборудования категории веществ и группе взрывоопасных смесей, а так классу взрывоопасных зон. Госгортехнадзор имеет право получать от органом федеральной исполнительной власти, объединений, предприятий и предпринимателей сведения о состоянии безопасности промышленных производств о фактах аварий. При этом он является специально уполномоченным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (постановление Правительства РФ от 17.07.98 г. № 779).