Экономико-экологические принципы регионального природопользования

Развитие производительных сил региона предполагает использование природных ресурсов. Аграрный сектор имеет в качестве одного из базовых размещенческих факторов — природно-климатический промышленный сектор — наличие минеральных энергетических и трудовых ресурсов. Городские и сельские поселения обусловлены природно-климатическими условиями конкретных территорий их опосредованием хозяйственной деятельностью.

Если на предшествовавших этапах хозяйственного развития вовлечение Природных ресурсов территорий в производительное использование в основном диктовалось центральными отраслевыми органами, то в новых экономических условиях этот вопрос все более подпадает под компетенцию региональных органов.

Специфика воздействия на природную среду производственной деятельности в аграрном секторе и промышленности предполагает необходимость их специального рассмотрения с учетом взаимного влияния как элементов единого общерегионального производственного комплекса. Специальную проблему представляет собой воздействие на окружающую среду городских и сельских поселений, а также их взаимовлияние с аграрной и промышленной сферами.

Экономическое природопользование, составной частью которого выступает размещение производительных сил, представляет собой совокупный вид человеческой деятельности, охватывающий весь спектр производственного воздействия на окружающую среду, а также использование ее климатобальнеологических свойств для проживания или временного пребывания людей. В социально ориентированной экономике основным принципом природопользования является социальная обусловленность производственной деятельности. Такое природопользование имеет своей целью осуществление комплексного воздействия на среду в целях повышения эффективности производства при максимальном сохранении экологических параметров территории и удовлетворения потребностей населения. Решение этих задач в интересах территорий с учетом общероссийского разделения труда призваны обеспечивать региональные и муниципальные органы власти и управления. Это осуществляется через административный и экономический инструменты региональных и муниципальных органов.

По мере развития и совершенствования производства и возрастания требований населения к экологическим параметрам приоритеты в природопользовании претерпевают изменения.

В числе основных принципов современного природопользования можно выделить следующие:

— углубление экологических требований к материальному производству;

— научное прогнозирование последствий природопользования и предотвращение или максимальная компенсация его негативных последствий;

— адекватность способов природопользования конкретным условиям региона;

— экономическая обоснованность освоения природных ресурсов и комплексное их использование с учетом интересов территорий;

— углубленное использование природных ресурсов, сокращение потерь при их добыче и переработке;

— сохранение эстетических ценностей при производственном освоении территорий.

Многие виды природопользования тесно взаимосвязаны и нередко сливаются в единые комплексные системы. Однако основные его направления на региональном уровне можно сгруппировать в З блока:

1. Использование природных ресурсов:

— добыча полезных природных ресурсов и их производительное потребление;

— использование природного фактора я производства и функционирования социальной сферы.

2. Восстановление потребленных ресурсов, их компенсация:

— прямое восстановление возобновляемых природных ресурсов (лес, чистая вода, плодородие почв и т. п.);

— создание условий для естественного восстановления природных ресурсов (защита водоемов от высыхания и засорения и др.);

— компенсационные мероприятия по потребленным ресурсам.

3. Охрана окружающей среды и ее преобразование:

— профилактика агрессивного воздействия производственной деятельности и поселений на природную среду;

— устранение негативных последствий природопользования;

— экозащитные мероприятия против стихийных природных явлений;

— конструктивные преобразования окружающей среды.

Расширение масштабов производства и его техническое совершенствование могут сопровождаться не только углублением использования природных ресурсов, но и интенсивным их восстановлением или компенсацией. Восстановление потребленных природных ресурсов предполагает как прямое целенаправленное воспроизводство потребленной их части, так и создание необходимых условий для естественного протекания этого процесса (очистка воздуха, воды, защита водоемов и т. п.). Важным видом природовосстановительных работ является осуществление компенсационных мероприятий в виде рекультивации карьеров, создания в местах горных выработок рыборазводных водоемов и др.

Охрана окружающей среды, ее преобразование включают группу различных мероприятий, имеющих целью сохранение благоприятной для человека экологической обстановки. До сравнительно недавнего времени это в основном сводилось к сохранению примечательных объектов природы. По мере интенсификации использования природных ресурсов проблемы охраны природы обостряются. Особенную актуальность они приобретают на региональном уровне, где в наибольшей степени ощущаются вредные воздействия на природу и соответствующие утраты, а также непосредственно решаются вопросы координации сил и средств на осуществление восстановительных мероприятий. При этом термин «охрана окружающей среды» должен рассматриваться не только как защита от всякого производственного использования природных ресурсов, а как процесс, совмещающий использование ресурсов и их полное восстановление или компенсацию. Охрана природных ресурсов не может рассматриваться изолированно от производства, а, напротив, должна лежать в основе технологии природопользования.

Методы охраны природы могут разделяться на активные и пассивные, прямые и косвенные. К активным методам относятся такие, осуществление которых предполагает непосредственные изменения в объекте воздействия, к пассивным — применение которых не влечет заметных изменений в объектах воздействий. При этом происходит лишь нейтрализация или ограничение вредных их влияний на ресурсы. Среди таких методов — устройство защитных зеленых зон, организация санитарных разрывов между производственными объектами и т. п. Применение прямых методов охраны природы заключается в прекращении отрицательного влияния непосредственно на объект охраны. В отличие от них косвенные методы сводятся к созданию необходимых изменений в элементах природной среды, которые взаимосвязаны с охраняемым объектом, что и обеспечивает экозащитный эффект.

Потребности комплексного экономического развития регионов выдвигают на первый план задачу оптимального сочетания ускоренного роста производительных сил с гармоничным развитием природной среды. При этом даже в экологически напряженных регионах (какими являются, к примеру, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и др.) не могут быть применены регрессивные тенденции в развитии производительных сил, поскоку это бы противоречило потребностям поступательного экономического развития территорий и макросистем. В то же время в случае замедления темпов развития экосистем ускоренное воспроизводство производительных сил может привести к невосполнимому дефициту природных ресурсов. Развитие общественного производства в регионе невозможно без его экологической реорганизации, экологизации всех его звеньев. Осуществление комплекса мероприятий по предупреждению, нейтрализации воздействия на среду размещаемых производительных сил является так же объективно обусловленным, как и порожденное научно-техническим прогрессом изменение технологических способов производства. Все элементы этой системы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Для экономических районов (экономических регионов) с высокой степенью экологической напряженности (к примеру, Северо-Кавказский, Центрально-Черноземный, Уральский и др.) проблема сочетания в размещенческой задаче производственно-отраслевых интересов и социальных потребностей территории может быть представлена в виде функции от этих параметров, стремящихся к достижению максимального совокупного народохозяйственного эффекта. Для условий экологически напряженных экономических регионов размещение новых производственных и непроизводственных экоемких объектов должно осуществляться по пути опережающего выполнения природоохранных мероприятий. Для восстановления экологического равновесия в этих экономических регионах необходимо провести технологическое и экологическое совершенствование существующих агрессивных производств.

Экологизация производства представляет собой многоэтапный процесс. На первом этапе проводится лишь улучшение открытой модели производства за счет усовершенствования технология. Эти меры в основном направлены на сокращение вредных выбросов, углубление очистки отходов. На втором этапе экологизация производства предусматривает расширенное внедрение малоотходных и замкнутых технологий, вовлечение отходов производства в хозяйственное использование. Результатом третьего этапа экологизации производства являются системы комплексных безотходных производств.

Рациональное природопользование и экоохранные мероприятия находятся в органическом взаимосвязи. Осуществление одних из них предполагает соответствующее выполнение других. Поэтому можно считать методологически неверным категорическое разграничение рационального ресурсоиспользования и природоохранных мероприятий.

Обращает на себя внимание следующая зависимость: По мере насыщения региона производительными силами, с одной стороны, ухудшается экологическая обстановка, с другой — увеличиваются специализированные фонды на ликвидацию последствий хозяйственной деятельности, расширяются технологические возможности осуществления природоохранных мероприятий. В этих условиях размещенческая задача сводится к тому, чтобы привести в соответствие народнохозяйственную (общероссийскую) эффективность, интересы предприятия и интересы территории с точки зрения экономической выгоды и экологической нагрузки. При обосновании выбора новой технологии или размещения конкретного производства определение народнохозяйственной эффективности - экологизация производства предполагает согласование экономических, социальных и экологических параметров на региональном уровне — как самой нижней ступени территориального государственного управления.

Таким образом, методологические принципы эколого-экономического подхода к размещению производительных сил базируются на концепции неразрывного взаимодействия общественного хозяйства и природной среды. По мере развития хозяйственных региональных комплексов и повышения экологического статуса регионов территориальный аспект природопользования приобретает явно выраженный экономический характер.

Все это требует при решении размещенческих задач более полного учета последствий функционирования производств, объектов инфраструктуры, городских и сельских поселений для региональных экосистем. Наиболее удобной формой такого учета могут выступать региональные программы комплексного природопользования — как со ставные элементы комплексных целевых программ развития хозяйства регионов.

Повышение роли рыночных начал в регулировании хозяйства регионов создает благоприятные условия для преодоления, имевшие место при жестком отраслевом планировании экологического фактора. Внедрение программно-целевого подхода при решении задач оптимального природопользования способно придать этой работе в региональном масштабе комплексность и скоординированность действий всех хозяйственных формирований.

По мере интенсификации сельского хозяйства аграрный сектор оказывает возрастающее влияние на природную среду. С одной стороны, это проявляется в углублении производительного использования природно-климатических факторов территории, с другой — в усилении разрушающего воздействия на почву, водные ресурсы применяемых химических препаратов, техники, а также мелиоративных и других мероприятий. Специфической особенностью аграрного природопользования является практическая неизменность площадей сельхозосвоения в регионах традиционного заселения (т. е. кроме новых районов). Это обусловливает необходимость полного восстановления потребляемых природных ресурсов для ведения сельского хозяйства, а не компенсацию за счет других средств, как это возможно в промышленности, капитальном строительстве, транспорте и др. отраслях.

В регионах интенсивного сельского хозяйства мероприятия по восстановлению плодородия почв составляют значительную часть сельхозработ. Наиболее ресурсоемки почвовосстановительные мероприятия на землях, подверженных мелиорации (разрушение гумуса, засоление и т. п.). Рельефно это проявляется в Краснодарском регионе, где сильно развито овощеводство на поливе, а также имеются самые большие в России площади рисовых чеков. Здесь восстановление почв представляет собой специальную отрасль сельского хозяйства.

Одном из путей ограничения воздействия на экологию химических препаратов является применение технологий их точного внесения, а также перевод защиты растений на биологический метод.

В Северо-Кавказском и некоторых других экономических районах значительные площади сельхозосвоения приходятся на предгорья и горные территории. Это сопряжено с необходимостью систематического проведения почвозащитных мероприятий, поскольку последствия неправильного природопользования требуют, как правило, больше времени и сил. (Потерявшие плодородный слой горные склоны оживают через десятилетия). Практика показывает, что упорядоченное размещение на горных склонах садов не только сокращает количество гумуса в почве, но даже способствует его накапливанию. В южных территориях более благоприятные условия для размещения косточковых садов имеют южные склоны, а семечковых северные склоны. В территориях с умеренным климатом (средняя полоса) для посадки плодовых деревьев подходят лишь южные склоны. При этом северные склоны могут быть засажены неплодовыми деревьями и кустарниками, устойчивыми к суровым условиям. Такое комбинирование древесных насаждений позволяет достигать высокой эффективности агроиспользования горных склонов, совмещая это с экозащитными мероприятиями.

Таким образом, по мере интенсификации сельского производства усиливается необходимость преодоления разрушающего воздействия производственной деятельности на природу. С повышением плотности агроиспользования территорий увеличиваются затраты на почновосстановление, обостряется дефицит водных ресурсов и связанная с этим необходимость внедрения водосберегающих технологий, регенерации использованной воды (особенно в рисовых оросительных системах). Наряду с этим, развитие цивилизации требует осуществления природоохранных мероприятий и в сельских поселениях, которые в основном задействованы в агропроизводстве.

По степени воздействия на природу наиболее агрессивной отраслью хозяйства является промышленность. При этом, однако, существуют сильные различия в формах и степени влияния на окружающую среду предприятий разных отраслей (пищевые машиностроительные, горнодобывающие, химические и др.). Это также обусловлено районами размещения предприятий, микроклиматом и другими специфическими факторами

Недооценка вопросов сохранения экологического равновесия при размещении промышленных предприятий (как это имеет место на территориях горных выработок, нефтедобычи, в зоне крупных химических, горнообогатительных и др. предприятий может приводить в последующем к резкому возрастанию расходов на экоохранные мероприятия.

Ввиду того, что процессы размещения промышленных предприятий и охраны природы тесно взаимосвязаны, Одной из центральных задач регионального планирования является глубокий учет экологических факторов на всех этапах решения размещенческой задачи. Это вызвано обострившимися в ряде мест проблемами восстановления экологического равновесия (Кузбасс, Южный и Средний Урал и др.), а также необходимостью более полного производительности использования природных ресурсов. Это особенно важно и потому, что доля затрат на природоохранные мероприятия в общем объеме промышленных инвестиций составляет от 20 до 50 процентов. К примеру, в химических предприятиях на долю очистных сооружений приходится около 40 процентов общей стоимости основных фондов, на цементных заводах — 50 процентов, в черной и цветной металлургии — 20 процентов.

Для многих видов производств традиционным фактором размещения является водопользование. Динамика этого параметра обусловлена двумя противоречивыми направлениями. С одной стороны, новые промышленные технологии развиваются по пути сокращения водопотребления (оборотное водоснабжение по замкнутому циклу, безводные технологии в производстве стройматериалов и др.), с другой — возрастает водопотребление на коммунальные нужды, поскольку повышаются требования к комфорту.

При решении в размещенческой задачи необходимо учитывать только последствия антропогенного освоения непосредственной территории, но и издержки в прилегающих зонах. Наряду с загрязнением воздушного бассейна, снижением плодородия почв, размещаемые предприятия - агрессоры, как правило, оказывают сильное влияние на водную обстановку. Это касается как грунтовых вод, так и открытых водоемов (озер, рек, прудов, водохранилищ). К примеру, в Северо-Кавказском экономическом районе одним из крупнейших источников воды является река Кубань. Ее воды используют сельскохозяйственные, промышленные, жилищные и другие предприятия в основном Ставропольского и Краснодарского краев, республики Адыгеи. Предприятия, находящиеся в верховьях реки, имеют преимущество по чистоте воды. В то же время там ее малый дебет. У тех, кто расположен в низовьях реки, наблюдается противоположенная картина. Поэтому при оценке стоимости воды для размещаемых предприятий необходимо суммировать приведенные затраты, учитывающие как местные, так и общерегиональные деформации в водообеспеченности. Поскольку величина приведенных затрат по водообеспечению производственных объектов (промышленных и других) в разных территориях различна (ввиду различий в геологии, производственной насыщенности территорий и т. п.), должна вводиться дифференцированная плата за воду для конкретных предприятий из расчета возмещения затрат на ее полную очистку.

Одним из важных экологических параметров размещения промышленных предприятий является землеобеспеченность, понимаемая как использование земли в непосредственном производственном процессе, а также под корреспондирующие объекты. Нередко под производство (цеха, карьеры, коммуникации и др.) требуется меньше площади, чем под сопутствующие природные объекты (очистные сооружения, санитарные зоны и т. п.) и селитебные территории. Это обстоятельство является основной причиной размещения крупных предприятий-агрессоров вне крупных городов и постепенного выноса за их пределы ранее построенных.

При концентрации размещаемых производств на территории действие экологического фактора происходит в различных направлениях. С одной стороны, чем выше концентрация производства, тем меньше ресурсоемкость и коэффициент выброса вредных веществ в расчете на единицу продукции. С другой стороны, чем выше концентрация производства, тем больше потребление природных ресурсов, тем сильнее сосредоточенное воздействие окружающую среду.

При рассредоточении предприятий (снижении степени концентрации производства) воздействия выбросов на среду меньше, легче их естественная (природная) нейтрализация (за счет древесных насаждений, водоемов и т. п.). Однако такое рассредоточение производств требует больше земель. В этом случае выше затраты на коммуникации, доставку работников и др.

В густонаселенных регионах в связи с сокращением резервов экстенсивного природопользования возрастает значение комбинирования производств за счет утилизации отходов (вторичных ресурсов). Более полное использование материалов (металл, лес, углеводороды и др.) способствует сокращению складов неиспользуемых отходов, снижает расходы на транспорт. Задачи межотраслевой территориальной координации размещения производительных сил на основе экологического параметра наиболее предпочтительно делегировать региональным органам, поскольку лишь на этом уровне можно в комплексе оценить последствия многоотраслевого промышленного освоения территорий. Все это формирует тенденцию к расширению функций региональных управленческих органов размещению по размещению производственных и иных объектов.

Развитие сбалансированного регионального хозяйства предполагает в качестве одного из базисных элементов оптимальное рассредоточение по территории, повышение комфортности и коммуникационной обеспеченности поселений. Такое направление развития обусловлено необходимостью улучшения микроклимата, минимизации вредного воздействия населенных пунктов на природу. Это особенно важно для регионов с высокой плотностью населения и производственной насыщенности.

Расселение может выступать как база для создания производственных объектов (особенно высокотрудоемких) и напротив — как производное от предприятий, создаваемых на базе месторождений полезных ископаемых, энергетических и иных источников.

По мере продвижения технического прогресса потребности производства в кадрах претерпевают изменения. Это оказывает влияние на структуру расселения, для которого становится характерным стекание части сельского населения в города, а также укрупнение больших сельских населенных пунктов.

Развитие сельских поселений во многом обусловлено процессами в агропроизводстве и пищевых предприятиях, размещаемых в сельской местности. В связи с повышением требований сельских жителей к комфортности жилищно-коммунальных условий изменяется лицо сельских населенных пунктов. В них значительно расширяются объемы строительства сетей водопровода, газоснабжения, обустраиваются дороги и пешеходные тротуары.

Все это требует строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства, транспортных коммуникаций.

При этом, однако, низкая плотность застройки сельских населенных пунктов и их небольшая площадь обеспечивают высокую естественную (природную) нейтрализацию вредных выбросов от жизнедеятельности человека (производство, жилкомхоз, транспорт и др.). Это позволяет обходиться относительно небольшими средствами для поддержания экологического равновесия в сельских поселениях. В то же время одним из существенных отягчающих факторов является относительно высокая (по сравнению с плотностью населения) протяженность коммуникаций. Отвлечение больших средств на их эксплуатацию сужает ресурсные возможности территорий в решении других проблем (культура, спорт и др.).

Города оказывают сильное воздействие на окружающую среду (предприятия, транспорт, население). Нейтрализация вредных продуктов жизнедеятельности городского населения осуществляется путем строительства очистных сооружений, парков, скверов и т. п.

Другим направлением восстановления жизненных сил городского населения является строительство дачных поселков, загородных баз отдыха.

Решение всех тех задач предполагает учет затрат на нейтрализацию вредных выбросов от функционирования селитебных территорий и учет их при строительстве новых жилищных комплексов и производственных объектов.

Одним из традиционных в нашей стране способов локализации в жизнедеятельности человека на окружающую среду является вычленение в городах, с одной стороны специализированных промышленных зон, с другой — жилых микрорайонов (так называемых «городских спален»). Такая форма локализации позволяет концентрированно решать проблемы по нейтрализации промышленных стоков в специализированных очистных сооружениях, снижать загазованность путем устройства вокруг них поясов из зеленых насаждений, водоемов и т. п. В этом случае оптимально решаются вопросы энергетического и транспортного обеспечения промышленных зон (промзон). Особым порядком решаются проблемы благоустройства в экологии селитебных территорий (микрорайонов).

Выросшие за последние три-четыре десятилетия в периферийной зоне городов жилые микрорайоны, несмотря на высокую плотность застройки, представляют собой своеобразные оазисы природной чистоты. Однако в ряде мест их гармония нарушена строительством избыточных жилых зданий и других объектов.

В последнее десятилетие в России сильно изменилась структура жилищного строительства. Стало меньше фронтальных застроек однотипными многоквартирными домами. Возросло количество крупных жилищных объектов точечной застройки. С одной стороны, такой переход упрощает перед городскими властями задачу постепенного выравнивания микрорайонов по плотности застройки и экологическому качеству (степени защищенности от вредных продуктов жизнедеятельности). С другой стороны, ввиду многократного сокращения централизованных капиталовложений, усиливается необходимость привлечения множества частных инвесторов и населения к жилищному, культурно-бытовому и природоохранному строительству. Эту задачу призваны решать региональные и муниципальные органы, используя собственные экономические и административные рычаги.

Что касается сельских населенных пунктов, то здесь также повышается роль местных властей в обеспечении комплексной застройки при создании природоохранных объектов источниками средств в такие мероприятия могут быть в основном инвестиции заинтересованных хозяйствующих субъектов и местного населения.

В условиях делегирования многих управленческих функций по развитию территорий из центра на места территориальные органы становятся основными законодателями и организаторами функционирования и развития городских и сельских поселений. Это обеспечивается соответствующим законодательством, а также распределением функций хозяйственной инициативы у муниципальных и региональных органов