Проблемы повышения качества здоровья населения и улучшения среды его обитания в деятельности различных органов исполнительной власти на местах (на примере г. Воронежа и Воронежской области)

Деятельность по охране окружающей среды самым тесным и непосредственным образом связана с повышением качества здоровья населения. Это подчеркивается во многих документах - от Конституции РФ до законодательных актов, подготовленных различными министерствами и ведомствами.

В преамбуле к Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»  сказано: «Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду». Другой документ - «Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы» (НПДООС)  формулирует свои цели так: оздоровление экологической обстановки в Российской Федерации, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранение жизнеобеспе чивающих функций биосферы, эффективное участие России в международной природоохранной деятельности. НПДООС базируется на следующих ключевых принципах и положениях:

•приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поколений людей от негативного воздействия факторов окружающей природной среды;

•приоритет вопросов охраны окружающей природной среды при принятии политических и экономических решений;

•совершенствование природоохранительного законодательства и экологических стандартов при проведении экономической реформы;

•установление и законодательное закрепление режима взаимной ответственности федеральных природоохранных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за состояние окружающей среды и природных ресурсов, разработка и реализация совместных мероприятий по охране окружающей природной среды;

•сочетание административных и экономических методов для предотвращения деградации и загрязнения окружающей природной среды;

•эффективное участие в международном сотрудничестве для решения российских и международных экологических проблем (региональных, трансграничных и глобальных), обеспечения экобезопасности Земли.

Таким образом, и в НПДООС охране здоровья нынешнего и будущих поколений людей от негативного воздействия факторов окружающей природной среды придается приоритетное значение.

При подготовке ОВОС и проведении экологической экспертизы также большое внимание уделяется вопросам влияния проектируемых объектов на ожидаемое изменение условий жизни населения и будущее состояние здоровья жителей в планировочном районе.

При информационном обеспечении и разработке планов мероприятий по повышению качества здоровья населения и улучшению среды обитания человека, а также претворении этих планов в жизнь на областном (краевом, республиканском), городском и районном уровне возникают сложности, связанные с распределением функций различных служб, каждая из которых отвечает за свой участок работы. В то же время отсутствует орган, который мог бы обобщать разнообразную информацию и координировать деятельность различных структур при выборе приоритетных мероприятий, направленных на оздоровление среды обитания человека.

В НПДООС подчеркивается, что «учет экономических и экологических аспектов требует комплексного подхода к природопользованию и охране окружающей среды. Для реализации этого подхода на практике необходимо реформировать законодательную и нормативную систему регулирования природопользования». Далее в «Плане действий» указывается на основные недостатки, которые присутствуют в нормативной правовой базе регулирования охраны окружающей среды и природопользования:

•несогласованность нормативной правовой базы на федеральном и региональном уровнях;

•недостаточно четкое и обоснованное разграничение полномочий Федерации и ее субъектов в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

•несовершенство системы платежей за загрязнение окружающей среды (включая механизм их индексации), других экономических и финансовых инструментов природопользования;

•недостаточно четкое разграничение функций и отсутствие должной координации между органами, осуществляющими контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

•отсутствие комплексного подхода к природопользованию;

•недостаточная регламентация целевого использования средств, предназначенных для воспроизводства природных ресурсов;

•несовершенство системы информационного обеспечения государственного регулирования природопользования;

•отсутствие должного законодательного закрепления форм участия общественных организаций и граждан в контроле за использованием, воспроизводством и охраной природных ресурсов.

К перечню указанных недостатков в связи с проблемами общественного здоровья следует добавить слабое взаимодействие на региональном и муниципальном уровнях между комитетами охраны окружающей среды и природных ресурсов (КООСПР) и центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН). В разделе НПООС Концепция совершенствования экологической политики Российской Федерации среди приоритетных проблем названо «Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения» (пункт 2.7 НПООС). При этом подчеркивается, что это - обобщающее направление политики России по предотвращению или снижению опасного и вредного влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья населения. Целью этой политики является обеспечение:

•соответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам;

•соответствия качества атмосферного воздуха населенных мест гигиеническим нормативам;

•качества и безопасности пищевых продуктов;

•уменьшения неблагоприятного влияния на здоровье населения почв, загрязненных опасными отходами;

•гигиенической безопасности жилища;

•радиационной безопасности населения;

•соответствия условий труда гигиеническим нормативам.

Анализ соотношения природоохранных (экологических) и санитарно-эпидемиологических (антропоэкологических) проблем на региональном уровне рассмотрен на материалах Воронежской области и г. Воронежа.

Бурное развитие научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства наряду с положительным решением различных проблем улучшения жизни человека, привносит в окружающую его среду множество отрицательных для общественного здоровья психических и физических воздействий. Особенно ярко это проявляется в условиях проживания в крупных городах с развитой промышленностью. Здесь наблюдаются:

•химическое загрязнение воздуха, воды, земли, пищевых продуктов;

•искусственные (иногда вредные для здоровья) стройматериалы и дефекты в градостроительстве;

•вредные энергетические излучения;

•геопатогенные зоны и др.

Одна из наиболее сложных проблем современных городов - загрязнение и деградация окружающей среды. Любой город неповторим и оригинален не только по своей архитектуре и местоположению, но и по особенностям производства (сочетанию отдельных отраслей), уровню и структуре загрязнения окружающей среды (  ).

Для Воронежа весьма актуальна проблема загрязнения атмосферного воздуха (  ). Несмотря на имеющиеся в литературе данные об умеренном и относительно низком загрязнении воздушного бассейна города в сравнении с другими промышленными регионами, наличие многочисленных низких источников вредных выбросов, загруженность основных магистралей автомобильным транспортом создают угрозу опасного загрязнения городской среды. От стационарных источников в атмосферный воздух Воронежа в 1996г. поступило 20,5 тыс. т загрязняющих веществ более 200 наименований.

Значительно вырос объем выбросов от автотранспорта

Таблица  Структура загрязнений атмосферы г. Воронежа от стационарных источников в 1995-1996 гг. (тыс. т/год)

Ингредиенты

1995

1996

Тыс. т. в год

%

Тыс. т. в год

%

Всего загрязняющих веществ

19.2

100

20.5

100

В т.ч. диоксид серы

5,6

28

5,7

28

Оксид углерода

2,8

15

4,3

21

Оксид азота

4,0

21

4,2

20

Твердые вещества

4,3

22

4,3

21

Другие ингредиенты

2,6

14

2.0

10

Таблица  Анализ состояния атмосферного воздуха в Воронеже за 1996 г. (% нестандартных анализов и суммарный индекс загрязнения 

Районы города

Оксид
углерода

Оксид
серы

Оксид
азота

Ферм -
альдегид

Пыль

Свинец

Бенз(а)-
пирен

ИЗА

Коминтерновский

3,4

0,0

12,5

0,9

17,0

16,8

10,0

2,99

Ленинский

4,6

0,0

5,0

0,8

14,3

10,3

15,0

2,74

Центральный

12,6

0,0

0,0

6,9

4,7

3,5

7,1

2,29

Железнодорожный

3,6

0,0

2,4

0,0

7,2

11,8

0,0

2,10

Советский

1,0

0,6

1,9

2,5

2,4

6,8

0,0

2,03

Левобережный

6,0

0,0

2,8

0,0

4,1

6,5

0,0

1,95

Город Воронеж

4,6

0,1

4,2

1,7

7,9

9,1

5,0

2,31

от 103,5 тыс. т в 1995 г. до 118,0 тыс. т в 1996 г. Автомобильному транспорту принадлежит ведущая роль в загрязнении воздуха в Воронеже, на его долю приходится 85% всех атмосферных загрязнений. Автомобилям принадлежит ведущая роль в поступлении в атмосферу города таких токсических веществ, как свинец, бенз(а)пирен, оксид углерода, оксид серы и окислы азота. Загрязнение районов города происходит неравномерно. Превышение ПДК более, чем в 5 раз, отмечалось по оксиду азота - в Коминтерновском районе (7,65 ПДК), по сероводороду - в Левобережном районе (8,75 ПДК) и более, чем в 10 раз -по свинцу - в Коминтерновском районе (14,9 ПДК). Суммарный индекс загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) по 7 ведущим ингредиентам составил 2,3, что соответствует допустимому уровню. Наибольшее загрязнение воздушной среды отмечается в Коминтерновском и Ленинском районах, где в 1996 г. ИЗА составил соответственно 2,99 и 2,74.

Водоснабжение Воронежа осуществляется 9 водоподъемными станциями общей фактической мощностью 501,9 тыс. м3/сут. и 139 ведомственными водоисточниками. На территории коммунальных водозаборов расположено 265 скважин, 4 скважины имеют очистные сооружения, что связано с повышенным содержанием железа и марганца в воде этих водозаборов. В целом в водопроводной воде г. Воронежа устойчиво наблюдается загрязнение в 4-75% случаев.

Особую, в какой-то мере уникальную, проблему образует в Воронеже наличие внутригородского водохранилища, которое было создано в 1972 г. Его протяженность - 35 км, средняя глубина - 2,9 м, площадь - около 70 км2, площадь мелководий - 28 км2. Воронежское водохранилище относится к водоемам многоцелевого назначения. Оно используется для промышленного водоснабжения предприятий города, орошения земельных участков пригородных совхозов, а также благоустройства прибрежной части города и отдыха населения. Выполнение большинства запланированных функций весьма затруднено из-за интенсивного загрязнения. В 1996 г. в водохранилище поступило 155,4 млн м3 сточных вод. Объем нормативно-чистых вод составил 73,8 млн м3, загрязненных - 81,6 млн, в составе которых было 26 т нефтепродуктов, 2618т взвешенных веществ, 11020 т сульфатов, 39119 т СПАВ, 31,5 т железа, 0,23 т меди, по 1,5 т цинка и хрома, 31т алюминия  .

Мощным источником бактериологического загрязнения служат левобережные очистные сооружения, которые ежесуточно сбрасывают 305 тыс. кубометров воды. Еще одним из главных источников поступления загрязнений в водохранилище является приток речных вод, приносимых рекой Воронеж из расположенного выше по течению промузла Липецк, а также ливневые и талые воды с территории города, попадающие в водоем без очистки.

Из проб воды, забранных из водохранилища, выделяются холероподобный вибрион, энтеровирусы, ротовирусы, сальмонеллы, яйца аскарид и крысиного цепня. В бассейне водохранилища сформировался синантропный очаг описторхоза  . Заболеваемость населения Воронежа легионеллезом также обусловлена водным фактором. На мелководье образовались благоприятные условия для выплода комаров, в том числе переносчика малярии. Случаи малярии, которые регистрируются в Воронеже, санэпидслужба рассматривает как местные.

Водохранилище оказывает мощное негативное влияние на качество водопроводной воды. Водоснабжение Воронежа осуществляется преимущественно из подземных скважин. Водоразводящая сеть города, состоящая из 7 основных водоподъемных станций с 265-ю скважинами глубиной от 20 до 60 м, закольцована. Все действующие станции расположены в зоне влияния водохранилища и не имеют зон санитарной охраны. Неблагоприятная санитарно-гигиеническая ситуация в водохранилище, подпитывающем водоносные горизонты, отражается на качестве вод, используемых для водоснабжения города.

Загрязнение почвы. Почва выполняет функцию универсального биологического адсорбента, нейтрализатора загрязнений органического и минерального происхождения, что обеспечивает процессы самоочищения почвы. Один из распространенных видов антропогенного загрязнения - поступление в почву тяжелых металлов (химических элементов с атомной массой более 50: ртуть, свинец, медь, кобальт, хром, цинк, никель и др.). Интенсивность поступления тяжелых металлов в окружающую среду и их накопления в почве значительно превышает скорость адаптации живых организмов к меняющейся геохимической среде. По трофическим цепочкам, увеличивая концентрацию, токсические вещества попадают в организм человека.

На рассматриваемой территории почвенное загрязнение происходит в результате:

•выбросов загрязняющих веществ транспортом, промышленными и коммунально-бытовыми объектами в атмосферу и рассеивания загрязнителей в окружающей среде, в том числе и в почве;

•накопления и захоронения промышленных (в том числе токсических) и бытовых отходов;

•химизации сельского хозяйства.

В 1996 г. на промышленных предприятиях города и области образовалось 659,9 тыс. т промышленных токсических отходов, в том числе 180 т 1-го класса опасности, 2571 т 2-го класса, 39286 т 3-го класса опасности. Из них было подвергнуто обработке 24838 (37,6%) т. Непереработанные отходы пополнили уже скопившиеся запасы, складированные на площадках промышленных предприятий. Кроме токсичных отходов, на предприятиях за 1996 г. образовалось более 1,5 млн кубометров промышленных нетоксичных отходов.

Структура и уровни загрязнения почвы показывают, что наиболее интенсивно почва города загрязнена цинком и свинцом, а самым неблагополучным по почвенному загрязнению является Коминтерновский район.

Таким образом, можно отметить, что по характеру большинства видов загрязнения окружающей среды наиболее загрязненными районами в Воронеже являются значительные по площади территории Коминтерновского и Левобережного районов. Общественное здоровье на этих территориях характеризуется более неблагоприятными показателями по сравнению со средними показателями по городу.

Здоровье населения или общественное здоровье — основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные приспособительные реакции каждого сочлена общности людей и способность всей общности в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальную и биологическую функции. Качество общественного здоровья отражает степень вероятности для каждого человека достижения максимального уровня здоровья и творческой работоспособности на протяжении максимально продленной индивидуальной жизни, а также характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма и его возможности непрерывного гармоничного роста и социально-экономического развития.

Функции общественного здоровья во многом зависят от длительности культурных традиций населения, его мобильности, степени адаптированности в современных условиях, способов общего воспитания и профессионального обучения, специфики развития компонентов творческого труда и т.д. Представляется, что к числу фундаментальных функций общественного здоровья можно отнести:

•воспроизводство последующих поколений;

•конкретный живой труд людей в различных сферах производства;

•воспитание и обучение последующих поколений;

•сохранение и улучшение окружающей среды;

•защита Отечества.

Здоровье населения служит наиболее ярким и всеобъемлющим показателем условий жизни. Для измерения качества здоровья населения используется ряд показателей: средняя ожидаемая продолжительность жизни, стандартизованная смертность, младенческая смертность, материнская смертность, причины смерти, потерянные годы потенциальной жизни, заболеваемость, госпитализация, временная нетрудоспособность, инвалидность.

Уровень здоровья формируется и поддерживается всей совокупностью условий повседневной жизни. Условия, обстоятельства, конкретные причины, более других ответственные за возникновение и развитие болезней, получили название «факторов риска». На формирование общественного здоровья влияют следующие факторы и их группы:

  1. природные условия (климат, поверхностные и подземные воды, геологическое строение и др.);

  2. образ жизни и социально-экономические условия;

  3. загрязнение и деградация окружающей среды;

  4. производственные условия.

По оценкам экспертов (в частности, Минздрава России), состояние здоровья населения обеспечивается собственно медицинскими мероприятиями примерно на 15%. Основное же воздействие на него оказывает образ и уровень жизни человека, включая профилактику заболеваний (социально-экономический фактор) и влияние окружающей среды (экологический фактор). В настоящее время неизвестны исследования, которые позволили бы раздельно оценить влияние последних двух факторов, однако, даже если они не равнозначны, воздействие экологического фактора на здоровье населения вполне сравнимо с воздействием на него медицины. Именно это обстоятельство служит главным обоснованием необходимости включения критерия максимизации здоровья населения в систему критериев НПДООС, хотя и в опосредованной форме. Исходя из известных оценок воздействия различных неблагоприятных факторов внешней среды на состояние здоровья населения, характеристик экологического состояния различных регионов Российской Федерации, особенностей расселения населения страны, а также из механизмов осуществления демографических процессов, можно утверждать, что самые приоритетные природоохранные мероприятия, в наибольшей степени соответствующие рассматриваемому критерию, должны быть сконцентрированы на подавлении факторов загрязнения атмосферы в городах с наибольшим уровнем загрязнения.

«Проекция» факторов риска на причины преждевременной смертности людей, разработанная экспертами Всемирной организации здравоохранения, подтверждает наличие достаточно четких корреляций между долей участия того или иного фактора риска и изменением уровня здоровья населения. Наука, техника, архитектура, транспортные средства, санитарная инфраструктура способствовали созданию «брони цивилизации», которая должна защитить человека от негативных воздействий природных условий. Но и в настоящее время на общественное здоровье влияют как отдельные компоненты окружающей среды, так и их совокупность.

Среди причин, влияющих на здоровье населения, удельный вес образа жизни составляет около 50%  . Наиболее важными факторами образа жизни в связи с уровнем популяционного здоровья служат: 1) жилищно-бытовые условия, включая размер и качество жилья, наличие централизованного теплоснабжения, водоснабжения и канализации, благоустройство территории, качество рекреационных ресурсов; 2)алкоголизм, курение, наркомания; 3) разводы, аборты, убийства, самоубийства, преступность; 4) изменение места жительства (напр., переезд из сельской местности в город); 5) специфика образа жизни в регионах с различными природными, социальными, этническими, религиозными особенностями.

Здоровье населения зависит также от степени урбанизации территории. В крупных городах широко распространены так называемые «болезни цивилизации» (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, диабет, бронхиальная астма, различные болезни обмена веществ, неврозы, психические расстройства и другие заболевания).

Общественное здоровье в значительной мере зависит от техногенных факторов. В числе отрицательных последствий их воздействия на население: 1) снижение работоспособности и социальной активности у условно здоровых людей; 2) появление генетических нарушений, приводящих к возникновению наследственных болезней и угрожающих не только ныне живущему, но и будущим поколениям; 3) возникновение онкологических заболеваний (их число во всем мире постоянно нарастает); 4) ухудшение здоровья детей, живущих в загрязненных районах; 5) увеличение числа острых и хронических заболеваний у трудоспособного населения и повышение в этой связи числа случаев невыхода на работу по болезни; 6) сокращение продолжительности жизни людей на территориях с высоким уровнем загрязнения среды обитания.

Среди факторов риска — выбросы промышленности и автотранспорта в атмосферный воздух, технические стоки в поверхностные и подземные воды, бытовые и производственные свалки, ядовитый дым и ядовитые стоки которых также поступают в среду обитания человека.

Существует тесная зависимость между производственной деятельностью людей и профессиональной заболеваемостью, которая характерна для городов с разнообразной промышленностью. Список профессиональных заболеваний включает большое число нозологических форм, в том числе: отравления (острые и хронические); пневмокониозы (силикоз, пылевые фиброзы и др.); бериллиоз; хронические пылевые бронхиты; эмфизема легких; бронхиальная астма; кессонная болезнь; профессиональные новообразования; вибрационная болезнь; лучевая болезнь (острая, хроническая и радиационные ожоги); заболевания, вызванные воздействием радиоволн; электроофтальмия; снижение слуха и др.

Высокий уровень автоматизации производства в ряде случаев приводит к увеличению числа психосоматических расстройств, увеличивает неудовлетворенность работой.

Врачами давно было замечено, что вредные факторы, независимо от их происхождения, являются лишь «кувалдами социальной жизни», бьющими по «слабому месту» в организме человека, ускоряющими проявление патологии и увеличивающими ее масштаб. В городах вредных факторов, по первому впечатлению, больше, чем в сельской местности, и в начале XX в. в России это утверждение находило реальное подтверждение в более высокой смертности в городах по сравнению с деревнями.

Начиная с 1930-х годов ситуация изменилась. В городах сложилась совокупность условий, которые в определенной степени нейтрализуют или смягчают действие вредных факторов городской среды. В результате смертность в городах меньше, чем в сельской местности.

В Воронеже и Воронежской области первое место занимает смертность от болезней системы кровообращения, но вот на втором месте среди причин смерти у мужчин в городах находятся онкологические заболевания, а в сельской местности - несчастные случаи, отравления и травмы. Эта причина смерти в городах составляет 15-18% от всех причин смерти. В сельской местности на долю этой причины приходится 17-20% всех смертей. В городах, как и повсеместно в России, смертность женщин существенно ниже, чем смертность мужчин. Это объясняется многими причинами, и в значительной степени - образом жизни. Мужчины больше курят, значительно больше употребляют алкоголя, занимаются рискованными видами деятельности. В годы перехода к новой социально-экономической модели развития России еще больше увеличилась смертность населения (в особенности, мужчин) в трудоспособном возрасте. В этой группе населения среди причин смерти на первое место выходят несчастные случаи, отравления, травмы.

Анализ заболеваемости городского и сельского населения показывает, что заболеваемость в городах всегда выше. Во все годы общая заболеваемость в Воронеже была выше, чем в Воронежской области. Таким образом, в городах заболеваемость выше, а смертность ниже. Появляется кажущееся противоречие, которое снимается, если иметь в виду, что речь идет не о фактической заболеваемости, а обращаемости за медицинской помощью.

Понятно, что в сельской местности получить медицинскую помощь сложнее, чем в городе, и поэтому обращаемость там ниже. Одно из следствий такого положения вещей состоит в том, что позднее обращение к врачу приводит к осложнениям заболеваний и часто к смерти, которую можно было предотвратить при своевременном начале лечения.

В России сформировался так называемый квазимодерный тип общественного здоровья, который в сравнении со здоровьем населения в экономически развитых странах характеризуется пониженной средней ожидаемой продолжительностью жизни, повышенной заболеваемостью и смертностью в трудоспособном возрасте от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, убийств и самоубийств, сверхсмертности мужчин от причин, связанных с алкоголем. Наблюдается ослабление иммунного статуса населения и аллергизация детей и подростков вследствие загрязнения ОС. Качество общественного здоровья и его специфика в Воронеже мало отличается от средних показателей по России. Общая заболеваемость населения Воронежа колеблется в пределах 1119-1190 случаев на 1000 человек  . В структуре заболеваемости превалируют болезни органов дыхания (28,7%), болезни нервной системы и органов чувств (12,7%), сердечно-сосудистые заболевания (11,7%), болезни органов пищеварения (7,6%). Наблюдается постоянный рост по большинству классов болезней, в том числе болезней эндокринной, мочеполовой, костно-мышечной систем и перинатальной патологии.

Поскольку многие загрязнители могут длительное время накапливаться в организме человека, при анализе влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения важная роль принадлежит учету больных с хронической патологией. Самая высокая хроническая заболеваемость отмечается в Коминтерновском районе Воронежа (табл. 2.2-20).

В течение периода с 1981 по 1995 гг. в Воронеже и Воронежской области и России в целом наблюдается общая тенденция к росту показателей заболеваемости и снижению смертности от рака у мужчин и некоторыми колебаниями этих показателей у женщин. В структуре заболеваемости онкологическими заболеваниями преобладают - рак легкого, кожи, рак желудка, молочной железы, составляющие в совокупности около 50% всех случаев рака.

Изменение заболеваемости и смертности происходит различными темпами. В 1986 г. (год Чернобыльской аварии) в динамике показателей как смертности, так и заболеваемости отмечен «всплеск», менее характерный для России в целом. Во весь послечернобыльский период онкологическая заболеваемость в Воронежской области и Воронеже устойчиво превышает российский уровень, в то время как смертность от рака остается ниже российского показателя.

Материалов, характеризующих качество общественного здоровья в Воронежском регионе гораздо больше, чем приведено в настоящем разделе. Но из анализа даже такой весьма неполной информации о здоровье населения Воронежа и Воронежской области можно сделать вывод, что большинство показателей общественного здоровья в Воронеже и области лучше, чем в среднем по России. Но не ради этого вывода приведены сведения о здоровье. Цель этого перечня материалов состоит в том, чтобы показать всю сложность сбора и анализа информации, которая нужна не только для организации медицинских и санитарно-эпидемиологических мероприятий. Такие материалы необходимы при подготовке ОВОС, при объявлении территории зоной экологического бедствия, для решения вопросов финансирования тех или иных региональных и муниципальных служб в жестких условиях недостатка средств. Например, на что выделить деньги при угрозе вспышки вирусного гепатита А - на вакцинацию населения или на ремонт станции биологической очистки бытовых сточных вод, с которыми возбудитель гепатита поступает в окружающую среду? Только глубокий санитарно-эпидемиологический и эколого-гигиенический анализ с учетом материалов социально-гигиенического и экологического мониторинга позволит решать подобные задачи.

Мониторинг окружающей среды — комплексная система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Основными задачами мониторинга служат: наблюдение за состоянием биосферы, оценка и прогноз состояния природной среды, выявление факторов и источников антропогенных воздействий на окружающую среду, предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для жизнедеятельности и здоровья людей и других живых организмов.

Необходимость в общем мониторинге человеческой деятельности непрерывно возрастает. Например, ежегодно производится около 30 тыс. видов химических веществ в количествах более 1 т в год. Многие тысячи тонн нефтепродуктов в результате аварий разливаются по поверхности земли и выливаются в моря и океаны. Интенсивно развивается процесс опустынивания. Общая площадь антропогенных пустынь превышает 9 млн км2, еще около 30 млн км2 находятся на грани опустынивания. Выделяют следующие типы мониторинга окружающей среды: биосферный, геофизический, геохимический, климатический, биологический, экологический и др. При организации мониторинга возникает необходимость решения нескольких задач, поэтому различают несколько пространственных уровней мониторинга: глобальный, региональный и локальный (импактный).

Мониторинг осуществляется на стационарных станциях наблюдения, при маршрутных исследованиях, а также с помощью дистанционных методов -авиационных и космических. О степени антропогенного воздействия на окружающую среду можно судить по интенсивности загрязнения приземного слоя атмосферы, снижению плодородия почв, запасов и качества пресной воды, аридизации или заболачиванию местности, по снижению запасов минеральных ресурсов.

Уровень локального загрязнения атмосферы определяют, сравнивая импактный и фоновый уровни загрязнения. Характер и меру нарушения природных комплексов оценивают путем сопоставления их с охраняемыми, заповедными территориями, стационарными опытными участками, а также по поведению животных (их миграциям, изменению пищевых связей и т.п.).

По своей направленности в различных видах мониторинга превалируют разные задачи.

Геосистемный (природно-хозяйственный мониторинг) осуществляет слежение за популяциями исчезающих видов животных и растений, за структурой и состоянием природных комплексов (геосистем), урожайностью сельскохозяйственных культур в агроэкосистемах, продуктивностью лесных экосистем и их нарушениями в результате пожаров, нападения вредителей и фитопатологии.

Биосферный мониторинг охватывает обширные территории. На основе международных соглашений биосферные станции (заповедники) существуют в различных регионах мира. В конечном счете должна сформироваться всемирная система наблюдения за биосферой Земли.

В рамках этого мониторинга контролируется состояние атмосферы, изменение ее газового состава, наличие вредных примесей, угрожающих возникновением «парникового эффекта» и истончением озонового слоя, радиационный баланс. Также проводится слежение за загрязнением мирового океана, крупных водоемов, бассейнов рек, изменением величины поверхностного стока. Отслеживается состояние почв и растительного покрова и динамика опустынивания в различных районах мира. Исследуется фоновое химическое загрязнение многих территорий, в том числе и в пределах России. В наиболее загрязненных местах проводится импактный мониторинг.

В осуществлении различных разделов мониторинга окружающей среды предполагается участие нескольких ведомств, таких как Минприроды (в прошлом Госкомэкология), Росгидромет, РАН, Роскомнедра, Госгортехнадзор, Госсанэпиднадзор, Роскомвод, Российское космическое агентство. В Россий­ской Федерации в середине 1990-х годов продолжаются работы по созданию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

В рамках работ по развитию ЕГСЭМ предполагается разработка Межгосударственной системы экологического мониторинга государств СНГ, а также интеграция в международные эколого-информационные системы. Для обеспечения необходимого и достаточного контроля за источниками антропогенного загрязнения вод, воздуха и почв на базе сети специализированных инспекций аналитического контроля (СИАК) создана система экологического аналитического контроля, которая охватывает все 89 субъектов Федерации практически на всех уровнях (областном, городском, межрайонном и т.д.).

Экологический мониторинг. Ни одна из существующих систем и служб наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды не была ориентирована на комплексную оценку состояния окружающей среды, информационную поддержку комплексных природоохранных задач.

Экологический мониторинг должен быть усовершенствован таким образом, чтобы обеспечивать органы исполнительной власти и государственного управления достоверной информацией, позволяющей при подготовке и принятии решений оценить показатели качества отдельных природных сред, а также природной среды в целом; выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей, оценить угрозу таких изменений здоровью человека, социально-экономической системе и живой природе; определить корректирующие меры и средства предотвращения экологических бедствий, чрезвычайных экологических ситуаций, достижения устойчивого экономического и социального развития и благополучия отдельных регионов и страны в целом.

Биоэкологический (или санитарно-гигиенический) мониторинг главное внимание уделяет наблюдению за состоянием окружающей среды в плане ее воздействия на здоровье населения. Этот вид мониторинга опирается на систему наблюдательных постов Комитета по гидрометеорологии и контролю качества окружающей среды и на деятельность служб санитарно-эпидемиологического надзора.

Объектами санитарно-гигиенического мониторинга являются: приземный слой атмосферы, поверхностные и подземные воды, почвенный покров, радиационная обстановка, электромагнитные и акустические поля, промышленные, сельскохозяйственные, бытовые стоки, выбросы и твердые отходы.

Естественным развитием и углублением идеи биоэкологического мониторинга является социально-гигиенический мониторинг, который представляет собой государственную систему наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

Он проводится постоянно для оценки динамических тенденций изменений состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания и прогноза этих процессов.

Социально-гигиенический мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, в городских и сельских поселениях органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации.

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Воронежской области, Воронежский государственный университет и Воронежская государственная технологическая академия разработали систему социально-гигиенического мониторинга в Воронежской области и г. Воронеже и описали опыт работы по его составлению  .

Большой интерес представляет перечень документов, используемых при работе над социально-гигиеническим мониторингом, и список организаций, кото­рые предоставляют необходимую информацию. В их числе:

•Центры ГСЭН в районах области и г. Воронежа

•Комитет здравоохранения области, территориальные медицинские объе­динения

•Областная врачебно-экспертная комиссия

•Комитет государственной статистики

•Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов совместно с центром по гидрометеорологии

•Управление водных ресурсов

•Отдел геологии и использования недр

•Комитет по земельным ресурсам и землеустройству

•Государственная станция защиты растений «Воронежская» Подобное комплексное исследование, аккумулировавшее в себе информацию практически всех организаций, занятых в сфере охраны здоровья населения и контроля качества окружающей среды, с широким использованием вычислительной техники и программ электронного картографирования, было с успехом выполнено благодаря тому, что в нем участвовали исследователи из Воронежского государственного университета и Воронежской государственной технологической академии. В принципе, такие работы должны переместиться из области научно-исследовательских разработок на уровень повседневной инженерной деятельности. Следует подчеркнуть, что рассматриваемый документ представляет собой единственный в своем роде пример того, как надо осуществлять мониторинг. Пока он не нашел продолжения, не стал обязательным для постоянной реализации. В значительной степени это связано с проблемой взаимодействия различных служб и ведомств при осуществлении таких сложных работ и их координации.

Выполняемые в традиционном стиле ежегодные доклады о состоянии окружающей среды и о санитарно-эпидемиологической обстановке в г. Воронеже подтверждают целесообразность объединения усилий различных ведомств по созданию единого документа, позволяющего более целенаправленно осуществлять мероприятия, направленные на улучшение среды обитания человека и тем самым на повышение качества общественного здоровья. При этом, конечно, не исключается создание и сугубо ведомственных докладов и отчетов.